Шашка с давних времен является символом воинской чести казака. Она «проникла» почти во все сферы жизни казачества. Она использовалась во многих обрядах и ритуалах. Особую роль играла шашка и во время похорон воина. Но переломленную пополам шашку клали в гроб только представителям определенной категории казаков.
Шашка всегда занимала одно из центральных мест в жизни казака. Обычно, как утверждает автор книги «Этнокультурная история казаков» Александр Дзиковицкий, она вручалась казаку в возрасте 17 лет, однако, если юноша имел какие-то особые заслуги, это могло произойти и раньше. Поначалу молодой казак носил шашку без темляка. Темляк – это узкий ремешок с кисточкой, который надевался на руку во время боя. Темляк мешал противнику выбить шашку из руки казака. Неудивительно, что темляк, а также кокарду на папаху или фуражку казак получал непосредственно перед отправкой на военную службу.
По словам автора издания «Казак, что в имени твоем: философия развития казачества» Виталия Глущенко, самым большим грехом и даже позором для казака являлась утеря головного убора и шашки. Недаром у казаков было принято говорить: «Казак шашку и шапку мог потерять только вместе с головой». Страшным наказанием для любого казака считалось и лишение права на ношение шашки за какой-либо проступок. Шашка хранилась в семье на самом видном месте и передавалась по наследству от деда к внуку, то есть тогда, когда первый уже не мог держать в руках оружие и ходил с посохом.
Шашка «принимала участие» и в различных казачьих ритуалах и обрядах. Так, если верить Сергею Мосолову, автору книги «История казачества», в годовалом возрасте мальчика приобщали к Казачьему Роду именно с помощью шашки. Сначала крестный сажал ребенка на коня и обводил вокруг церкви. Затем малыша брал на руки отец, а крестный надевал на них обоих портупею с дедовской шашкой. После крестный, обращаясь к женщинам, восклицал: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте! Чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да шашке учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный!».
Понятно, что каждый казак мечтал иметь наследника. Для этой цели под кровать во время брачной ночи и клали шашку. Считалось, что оружие под супружеским ложем способствует зачатию мальчика. Оружие сопровождало не только рождение казака, но и его смерть. Как утверждает А.В. Яровой, автор издания «Воинская культура казачества: символическое пространство и ритуал», нередко в казацких думах особо отличившемуся герою могилу копали «шаблями». Оружие (не только шашки, но и ножи, и ружья) клали и в гроб усопшего казака.
Однако чаще всего шашка, помещавшаяся в гроб покойного казака, предварительно переламывалась. Дело в том, что, как уже было сказано выше, шашка передавалась по наследству, а потому класть ее в могилу вместе с бывшим владельцем было нецелесообразно. Между тем, по словам Валерия Шамбарова, автора издания «Казачество: путь воинов Христовых», если умирал или погибал казак, не имевший наследников, его шашка действительно переламывалась пополам, обе части оружия клали в гроб. Это был своеобразный знак того, что род этого казака прервался, и не осталось никого, кто бы мог принять его шашку.
Также интересен случай похорон в 1772 году молодого запорожца, который в силу возраста не успел оставить потомства. Как писал А. В. Яровой, мать покойного положила на гроб рядом с оружием и шапкой барвинковый венок в знак целомудрия сына. А вообще в могилу казаки клали самые разнообразные предметы. Например, по словам того же Ярового, если умирал казак-гуляка ему в гроб ставили штоф горилки. А вот над могилой его трезвого товарища размещали белый флаг в качестве эмблемы безукоризненной чистоты отжившего воина.