Адам и Ева считаются прародителями человечества в иудаизме, христианстве и исламе. Большинство верующих не сомневаются в том, что отцом всех детей Евы, в том числе ее первенца Каина, являлся именно Адам. А кто же еще? Ведь он был единственным мужчиной в целом мире. Но и у первого мужчины, созданного самим Богом, могли быть соперники.
Праматерь Ева в традиции всех авраамических религий вторична по отношению к своему супругу, поскольку была сотворена из его ребра. Этим она кардинально отличается от Лилит – первой созданной Богом женщины, которая отвергла Адама, не пожелав быть его супругой, и впоследствии стала демоницей. В отличие от нее Ева олицетворяет собой, в целом, положительный образ жены и матери, но с одной оговоркой: репутацию прародительницы человечества сильно портит история о грехопадении первых людей и последующего изгнания их из Эдемского сада.
Вообще, образ женщины в Библии часто рассматривается как источник греха. Об этом кандидат психологических наук Игорь Шелехов написал в статье «Психологический анализ образов первых женщин – Лилит и Евы в древних источниках», которая вышла в «Вестнике Томского государственного педагогического университета» (№ 6 за 2015 г.). Ученый считает, что в Библии отразилось желание мужчин снять с себя ответственность за собственные поступки и возложить ее на женщин.
В Книге Бытия, авторство которой приписывается пророку Моисею, прямо сказано, что Ева согрешила раньше, чем первый мужчина. Поэтому многие богословы полагают, что ее первенец Каин теоретически мог и не приходиться Адаму сыном. Разумеется, это утверждение верно лишь для людей, которые ставят знак равенства между словами грех и секс. Ведь сорванный с Древа познания плод может трактоваться и без эротического подтекста.
Так или иначе, именно грехопадение прародителей человечества привело их к изгнанию из Эдема, если верить священным текстам.
Первым и самым очевидным кандидатом на роль опытного обольстителя, искусившего прежде невинную Еву, является Змей. В Библии говорится, что он «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3:1). Именно этот злодей надоумил женщину нарушить прямой запрет Всевышнего и вкусить-таки запретный плод.
Личность и природу Змея-искусителя писатель Анатолий Бернацкий охарактеризовал в книге «100 великих тайн Библии» (М., 2014 г.). По мнению автора, коварный соблазнитель являлся неким созданием высшего порядка, поскольку был хорошо осведомлен о планах Бога и достаточно умен, чтобы убедить Еву в своей правоте. Кроме того, Змей прекрасно владел речью, что говорит о его разумности.
Вероятно, до того момента, как Создатель проклял хитрого обольстителя, тот не являлся пресмыкающимся. Вот, что об этом говорится в Библии: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14). Как до этого выглядел соблазнитель, осталось неизвестным.
Впрочем, мотив совокупления женщины со змеем или, как вариант, с драконом, встречается в мифологии многих стран и народов. Поговаривали об этом жители Древнего Египта, Китая и античной Греции. Сам великий завоеватель Александр Македонский верил, что является сыном дракона. И вообще, многие древние династии официально вели свой род от мифического змееподобного предка. Религиоведы не исключают, что истоки этих легенд лежат в поклонении тотемным животным. Ну, или речь идет о символическом отождествлении мужского полового органа со змеей.
Поскольку первенец Евы Каин оказался жестоким убийцей, отнявшим жизнь у собственного брата, многие богословы полагают, что его отцом был не кто иной как сам Сатана. Именно происхождением от повелителя сил зла объясняется преступная натура Каина.
Известный венгерский психолог Леопольд Зонди, как и ряд других исследователей, считал, что «на Каина отцовство Адама не распространяется, лишь на Авеля». Эту мысль ученый высказал в книге «Каин. Образы зла» (М., 2013 г., переводчик В. В. Джос). Многие люди в глубине своей души отвергают мысль, что первый братоубийца в человеческой истории мог быть сыном Адама. А значит, и ответственность за происхождение зла должны нести не люди, а сам Сатана.
Впрочем, некоторые еретики-гностики утверждали, что детьми Змея, в образе которого к Еве явился повелитель зла, были оба брата – и Каин, и Авель.
Звание первого любовника Евы многие иудейские богословы присуждают падшему ангелу Самаэлю. Его называют главой всех демонов, супругом отвергнувшей Адама Лилит и самим духом смерти. Считается, что сей злодей принял облик Змея, чтобы искусить невинную прежде Еву. Об этом британский писатель Роберт Грейвс и венгерский ученый-библеист Рафаэль Патай рассказали в совместной работе «Иудейские мифы. Книга Бытия» (М., 2008 г., переводчик Л. И. Володарская).
Причем, Самаэль пользовался таким расположением Создателя, что тот даже намеревался поручить этому ангелу ни много, ни мало – править миром. Но безмятежное счастье Адама и Евы в Эдемском саду вызвало в ангеле такую зависть и ревность, что Самаэль решил осквернить будущее человечества. С этой гнусной целью он и соблазнил Еву, которая родила от него Каина.
Косвенным подтверждением данной интерпретации известного библейского сюжета служит судьба самого первенца Евы, который тоже совершил преступление по причине зависти и ревности. Словно Каин унаследовал свой характер от настоящего отца.
Как это ни странно, но своеобразным соперником Адама в борьбе за сердце красавицы Евы вполне мог являться сам Всевышний. Библия говорит о Создателе как о лице мужского пола, поскольку первый человек в мире был сотворен именно по его образу и подобию. По крайней мере, никаких намеков на женскую природу Творца в Библии попросту нет.
В древние времена Бог представлялся людям, в первую очередь, как суровый и справедливый Отец Небесный. Вот и в Ветхом Завете упоминаются сыновья Божьи, которые женились на дочерях человеческих, и от этих браков рождались исполины (Быт. 6:2-4). А значит, Создатель вполне мог являться не символическим, а вполне конкретным отцом какого-либо ребенка.
Интересные рассуждения на данную тему содержатся в статье известного советского религиоведа Дмитрия Михневича «Сколько же было сыновей божьих?», которая вышла в ноябрьском номере альманаха «Календарь антирелигиозника на 1941 год».
Исследователь отметил, что сразу после рождения Каина Ева увидела, что лицо ребенка сияет ангельским светом. И тогда женщина поняла, кто на самом деле является отцом новорожденного. Прародительница человечества радостно воскликнула: «Приобрела я человека от господа» (Быт. 4:1).
Некоторые богословы переводят эту цитату из Библии и вовсе однозначно: «Я родила мальчика от Яхве (имя Всевышнего в Ветхом Завете)». На этом основании делается вывод, что самый первый убийца на Земле был сыном Бога. Подобные предположения высказываются и относительно третьего сына Евы Сифа, ведь согласно все той же Книге Бытия, после его рождения праматерь сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25).
Кстати, подтверждение тому, что Создатель способен оплодотворить человеческую женщину, мы находим и в Новом Завете. Евангелие прямо называет Иисуса Христа Сыном Божьим. А вообще, веру в то, что некоторые люди могут являться потомками неких высших сущностей, специалисты отмечают во многих странах мира. Например, египетские фараоны называли себя сынами бога Ра.
Однако, далеко не все религиоведы напрямую связывают историю грехопадения Евы с сексом, видя в ней совсем иной смысл. Немало исследователей считает, что Адам был единственным мужчиной, с которым прародительница предавалась страсти. И случилось это уже после изгнания первых людей из Рая. За пределами Эдемского сада «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина» (Быт. 4:1) – именно на эту цитату ссылаются богословы, отстаивающие честь первой супружеской пары на Земле.
Как свидетельствует Библия, Адам всегда считал Каина своим сыном, увещевал его, печалился о его судьбе даже после совершенного братоубийства. Первый человек, сотворенный Создателем, долгие годы трудился в поте лица, чтобы кормить своих детей, не делая при этом никакого различия между Каином и Авелем.
Впрочем, существует и мнение, что оба брата родились еще в Эдеме. Но это обстоятельство не бросает никакой тени на образ Евы и не делает Адама менее достойным ее любви.