При упоминании регалий царской власти обычно вспоминают корону, скипетр и державу. Однако в Российской империи было и несколько других символических предметов власти. Особое место среди них занимает Государственный меч. Он использовался при коронациях российских императоров со времён Елизаветы Петровны, однако история оружия уходит в более ранние времена.
Традиция употреблять мечи при коронациях зародилась в средневековой Европе. Одним из древнейших клинков этого рода считается Имперский меч (Reichsschwert) Священной Римской империи. По легенде, им владел Маврикий – христианский святой II-III века. Но историки склонны датировать оружие XII веком.
Русский царь Пётр I, обдумывая в 1719 году церемонию коронации своей жены по «имперскому стандарту», включил меч в перечень «Государству принадлежащих вещей», то есть регалий.
Однако использование меча впервые задокументировано лишь при церемонии коронации 25 апреля 1742 года, когда на престол взошла «дщерь Петрова» Елизавета. В Грановитую палату меч вынес остриём вверх генерал-аншеф Семён Нарышкин – предполагаемый любовник новой императрицы. Специально для церемонии ему сшили перчатки из лосиной кожи с золотой бахромой.
По словам историка Евгения Пчелова, в качестве вновь созданной государственной регалии «из Оружейной палаты взяли один из лучших клинков XVII века». Для церемонии его вычистили и отполировали.
Государственный меч сделан из дамасской стали, он имеет длину клинка 97,82 см. Достоверные сведения о нём можно почерпнуть из данных «Переписной книги Оружейной палаты», составленной в 1687 году.
«Меч, полоса стальная польская в три дола, –так начиналось описание оружия. – От крыжа голомя наведено золотом. С одну сторону насечен орел двоеглавой, нем коруна, в ногах змей. На другой стороне грив – держит в ногах меч».
Примечательно, что эти образы вполне соответствуют государственной политике России. Гриф помещался на гербе Романовых. А двуглавый орёл, терзающий змея, трактуется как символ освобождения Константинополя от власти мусульман – многовековая «программа» русских царей.
Хотя в документе есть указание на Польшу, происхождение меча не столь однозначно. Он мог быть выкован мастером-поляком в Москве, захвачен во время похода на Польшу или же приобретён у польского купца. В Переписной книге сведения о мече помещены в главе «Мечи немецкого и русского дела». На клинке имеется клеймо в виде двух полукругов. Этот знак генуэзского мастера Андреа Феррара активно использовали его подражатели в Речи Посполитой и других странах.
Не все части меча имели иноземное происхождение. Рукоять и ножны изготовили московские умельцы. Одним из них, по версии кандидата исторических наук Сергея Орленко, мог быть «самопальный мастер» Оружейной палаты Григорий Вяткин, умерший в 1688 году.
Дата приобретения клинка неизвестна, составители «Переписной книги» отмечали, что он «в прежних книгах не написан». Так что теоретически это вполне мог быть меч, который в начале XVII века использовался при дворе Лжедмитрия I. Пытаясь подражать западным монархам, самозванец ввёл придворный чин «великого мечника». Он был дарован князю Михаилу Скопину-Шуйскому, будущему прославленному воеводе Смутного времени. В 1606 году церемониальный меч использовался при коронации Марины Мнишек. Но о том оружии сведения не сохранились, поэтому говорить о его идентичности Государственному мечу Российской империи всё-таки нельзя.
В XVIII-XIX веках Государственный меч использовался при церемониях, чаще всего во время коронации и погребения царствующих особ.
При коронации Николая II в 1896 году один из сановников вынес меч на подушке из золотой парчи, одновременно с государственным знаменем и государственной печатью.
«Во время коронации в Успенском соборе меч и государственное знамя находились на четвёртой ступени особого помоста, возведённого рядом с троном, символизируя право и долг монарха защищать своих подданных и вершить правосудие», – отмечает Сергей Орленко.
Николай II использовал меч ещё как минимум однажды. Как пишет Игорь Зимин в книге «Царские деньги», вместе с другими регалиями меч вынесли во время торжественного приёма депутатов Государственной Думы в Зимнем дворце 27 апреля 1906 года. По словам историка, «часть регалий (Государственный меч, Государственная печать и порфира императора) привезли из Москвы, из Оружейной палаты Московского Кремля, где они хранились с мая 1896 г.»
Изображения Государственного меча в числе других имперских регалий можно встретить на русских банкнотах XIX века. Однако после падения монархии меч утратил статус символа власти и сегодня является всего лишь экспонатом Оружейной палаты Московского Кремля.