Топ-гимнастка из города олимпийских чемпионов: уход в конный спорт, комплименты от Кабаевой, культовые программы
Sport24 поговорил с Миленой Щенятской.
В художественной гимнастике каждый олимпийский цикл меняются правила. С начала этого года особенно важным критерием стал артистизм — понимание музыки и образа, хореографические дорожки и танцевальные движения. В сборной России уже несколько сезонов именно этим удивляет Милена Щенятская.
Эта гимнастка показывает ярчайшие упражнения, которые становятся культовыми и запоминаются зрителям. В этом году Милена выиграла серебро в финале Кубка Сильнейших, она также является двукратной вице-чемпионкой России. В сентябре спортсменка получила нейтральный статус, а значит, со следующего года может выступать еще и на международной арене.
В интервью Sport24 Щенятская рассказала о своем родном городе, как уходила из гимнастики, и что считает самым важным в тренировках.
— Как ты пришла в гимнастику?
— Родители отвели в три года, мне с самого начала нравился этот вид спорта, всегда ходила на тренировки с горящими глазами. Никогда не было такого, что не хотела идти. Это желание родители всегда поддерживали, отдавали все, за что им огромное спасибо. В этом возрасте, как минимум до десяти лет, родитель должен быть рядом с ребенком, поддерживать его во всем. Не всегда понятно, чего именно тебе хочется, а родители обязаны помогать, поддерживать, наставлять на верный путь. В три года я начала заниматься в своем родном городе Шахты у Елены Александровны Губаревой, у Елены Павловны Дворниковой и у Ольги Владимировны Петровой. Занималась я достаточно недолго.
Потом уже, когда стала постарше, меня мама и папа начали возить каждый день в Ростов на тренировки, это 60 километров от моего родного города. Кто-то из них возил, ждал меня, привозил обратно. Я делала уроки в машине, ела в машине — вся жизнь была у меня в пути. За это им огромная благодарность, это, можно сказать, героический подвиг. В Ростове я тренировалась у Елены Михайловны Ступниковой и у Аделии Владимировны Есиповой. Потом у родителей стало тяжело со временем, но в первую очередь — им стало сложно материально. Из-за этого пришлось вернуться в родной город и продолжить тренироваться в Шахтах. У меня был прекрасный тренер, который дал мне очень большую базу, работу с предметом — Сорокина Элеонора Трофимовна. Я занималась с ней долго, а после этого ушла, как многие знают, в конный спорт на три месяца. После чего со мной связалась Антонина Александровна Кузнецова — мой нынешний тренер. Благодаря этому я попала в училище Олимпийского резерва, что было моей мечтой с самого детства. Именно она довела меня до такого уровня.
— Насколько в Шахтах и Ростове развита художественная гимнастика, много ли сильных школ?
— Изначально родители хотели меня отдать на фигурное катание, но все-таки Ростов, Шахты — это южная часть нашей страны, где не так сильно развиты зимние виды спорта. А художественная гимнастика очень популярна, отсюда вышли Алина Ермолова, Карина Кузнецова, Соня Агафонова. Сейчас, может быть, кого-то даже забыла. В нашем округе он очень развит, а еще это очень красивый и грациозный спорт, поэтому родители и отдали в гимнастику.
А еще город Шахты считается городом олимпийских чемпионов. Например, здесь родился Андрей Сильнов по легкой атлетике (олимпийский чемпион в прыжках в высоту. — Sport24), также тяжелоатлет, двукратный олимпийский чемпион Василий Алексеев. У нас даже есть аллея олимпийских чемпионов. Каждый раз, когда я проезжаю мимо нее, думаю, было бы круто тоже там находиться. Можно сказать, это — моя мечта. Такой интересный факт про Шахты.
— Как получилось, что ты на время переходила в конный спорт?
— Это не случайно вышло. Я занималась у Элеоноры Трофимовны в Шахтах. Но потом, к сожалению, она ушла на пенсию, ей было тяжело тренировать. А в Ростов меня возить уже не могли. Мы не сошлись характерами с другим молодым тренером, поэтому я ушла в конный спорт.
— Почему именно этот вид?
— Я в целом очень люблю лошадей. На самом деле, я даже получала удовольствие не столько от спорта, сколько от нахождения рядом с этими животными. Любила за ними ухаживать, расчесывать, чистить, мыть. Тогда еще это была возможность справиться со стрессом. Гимнастику я любила всей душой, а лошади мне помогали принять то, что я с ней закончила.
Я была в школе, когда мне позвонил неизвестный номер, это была Антонина Александровна. Я ей очень благодарна за этот шанс, попасть в сборную Ростовской области было моей целью. Поэтому так быстро и вернулась. Но с лошадьми я не завязала, не закончила эту историю. Я очень люблю просто ездить на конюшни. Мне кажется, я и не занималась этим спортом суперпрофессионально. Это все-таки было как хобби, и сейчас оно имеет место быть в выходной день, когда есть время.
С Антониной Александровной у нас все собиралось по очень маленьким крупицам. Раньше я не была такой фактурной, весила больше. Как только она меня к себе взяла, сказала, что надо похудеть, дала четкий план, начали много работать над хореографией. Так мы и росли вместе, она вложила в меня всю свою душу, все свои силы.
С шестого класса начала жить в училище Олимпийского резерва, переехала одна в Ростов и была самой младшей в нашей группе. Мама очень переживала, что я уехала и теперь живу не дома. Пришлось стать самостоятельной и кардинально поменять свою жизнь. Сейчас я уже в сборной России благодаря нашим совместным усилиям.
— В прошлом году ты стала главным лицом упражнения «без предмета», которые ввели на российских стартах. Как сказался такой опыт с насыщенной прыжками программой?
— Это была проверка на выносливость, столько прыгать — очень сложно. Конечно, хотелось победы во всех видах, но удавалось в «без предмета». Это очень заряжало, я боролась за первое место. Сейчас правила изменились — у нас ограниченное количество элементов, и этого вида больше нет. Безусловно, этот опыт многое мне дал, я проверила и закалила свой характер.
— В прошлом году ты говорила, что излишняя эмоциональность в упражнениях иногда мешает техническому исполнению. Как сейчас с этим обстоят дела?
— Мы с тренером стараемся работать над эмоциональностью, над артистизмом, это очень ценится в гимнастике, правила сейчас выстроены на этом. Я становлюсь старше, с каждым годом набираюсь опыта. Пытаюсь еще работать над своей эмоциональностью, чтобы не допускать именно ошибок. К сожалению, эмоции захлестывают. Плюс всегда присутствует волнение на соревнованиях. Хочется, конечно, прийти к более стабильным выступлениям, но это очень долгая и кропотливая работа.
Сейчас стараюсь сосредотачиваться на качестве выполнения элементов, на том, чтобы не уронить предмет. Делю упражнения, говорю себе нужные слова, которые помогают держать в тонусе. Есть очень много методов, мы все пробуем.
— Когда я говорила с девочками из сборной Белоруссии, они рассказывали, что на тренировках делают прогоны с максимальной включенностью, потому что эмоции тоже нужно отрабатывать. У вас такой же метод?
— Да, всегда работаем на тренировке со стопроцентной отдачей. Что-то обозначать, делать прогоны без эмоций — у нас так не принято. Мы работаем на максимум везде и на тренировках, и на соревнованиях. Конечно, после перелетов, выходных или каникул можем обозначать прыжки, плавно входить в тренировочный процесс, чтобы не получить травму. Но эмоционально всегда надо отдаваться на максимум, чтобы потом на соревнованиях все получилось.
— Насколько тренировочный процесс отличается во время обычного распорядка и активной подготовки к соревнованиям?
— Подходы немного отличаются. Когда у нас есть время передохнуть, мы не гоняемся за количеством прогонов, а работаем над стабильностью. Я отрабатываю риски, мастерства — все по 20 раз. А когда мы готовимся к соревнованиям, то добавляются прогоны по два с каждым видом.
— Как проходит твой соревновательный день?
— Обычно на таких важных соревнованиях, как Кубки Сильнейших, чемпионаты России, я просыпаюсь и сразу иду на тренировку. Работаю с утра обязательно, только потом у меня завтрак. После этого собираюсь на соревнования, делаю себе прическу, макияж и уже непосредственно выхожу готовиться на соревнования. Разминаюсь я обычно за полтора часа, будь то два вида или четыре, обычно мне хватает этого времени. Выступаю, отрабатываю после выступления виды на следующий день и ложусь отдыхать.
— Ты рассказывала, что перед выходом на ковер говоришь себе важные слова. Есть у тебя какие-то ритуалы перед выходом на соревнования?
— Я стараюсь не надеяться на какие-то ритуалы. Это от себя убрала уже в далеком детстве, тогда, конечно, у меня были игрушки. Чего только я не придумывала в надежде на то, что это поможет мне выступить без потерь. Сейчас это просто вера в себя, в то, что проделана огромная работа. Но перед выходом я обычно очень крепко обнимаю тренера и выпускаю волнение, резко выдыхаю и уже выхожу на ковер показывать красивые выступления.
— В этом году очень преобразилась серия Кубков Сильнейших — с общим рейтингом. Как тебе такая система?
— На самом деле, я до конца не понимала, что это за система баллов. Это такое нововведение, хотелось бы еще больше в этом разобраться. На финале Кубка Сильнейших по рейтингу всех гимнасток я завоевала бронзу. Но это очень интересная система.
— Тебя часто отмечает Алина Кабаева, в том числе твои выступления по правилам «Небесной грации». Как тебе такое внимание?
— Мне безумно приятно внимание от Алины Маратовны. То, что она меня выделяет, замечает, делает какие-либо замечания или хвалит за выступление — это все приятно. Получать внимание от такой гимнастки, как Алина Кабаева — невероятно.
— Ты еще говорила, что хочешь стать тренером в будущем. Неужели нет усталости от гимнастики?
— На самом деле, сейчас все чаще встречаю гимнасток, которые почему-то не хотят работать по своей профессии. Но у меня с детства как-то сложилось, что в будущем я вижу себя тренером. Мне очень нравится помогать нашему тренеру с гимнастками, я люблю составлять программы, чему-то учить детей. Кажется, что это мне очень подходит.
— Как в вашей команде составляются упражнения, кто подбирает музыку и образы?
— В первую очередь, это работа моего тренера, потому что в основном всегда музыку, стиль, образ придумывает она. Бывает, я ей показываю, что мне нравится. У нее всегда получается стопроцентное попадание, она меня чувствует, знает, что подойдет конкретно мне. Поэтому выбор музыки чаще всего ложится на ее плечи, а я всегда доверяю ее выбору. Безусловно, мы советуемся, что нравится, что нет, всегда это тяжелая и долгая работа. Иногда хочется найти какую-то особенную музыку, но она просто не ищется, не знаешь, что выбрать. Но мне нравятся мои программы, каждый образ подобран на сто процентов. В новом сезоне уже должны быть какие-то новинки, пока еще ничего не составляли, но мы в поисках новых композиций и образов.
— Как ты обычно отдыхаешь, что любишь делать в свободное время?
— Отдых от гимнастики — это зимние и летние каникулы. Я очень люблю путешествовать, новая обстановка всегда меня заряжает. Обычные выходные стараюсь тоже проводить активно, сделать все, что не успевала на неделе. Просто так лежать целый день дома — это не для меня. Опять же, могу съездить на конюшню, побыть с лошадями или сходить в баню — вот это лучший выходной для меня.
— Как бы ты могла описать главную особенность художественной гимнастики, почему за ней нужно следить?
— Художественная гимнастика, как по мне, это самый зрелищный вид спорта, самый красивый, самый женственный, самый грациозный. Но при этом здесь идет очень сильная борьба, очень много желания завоевать свое место под солнцем, свое место на пьедестале. Мне кажется, гимнастки обладают очень многими качествами: силой воли, волей к победе. Со стороны зрителя это интересно — читать биографии разных спортсменок, видеть, какой путь каждая из них прошла, как они добиваются своих целей. Мне кажется, это очень интересный вид спорта, и когда начинаешь в нем все глубже и глубже копаться, разбираться, это затягивает. И еще особенность, что в нем только девушки, все-таки женская борьба, мне кажется, отличается от мужской.
— Представим человека, который никогда не следил за гимнастикой. Какое выступление ты бы показала, чтобы заинтересовать его?
— Я сейчас не покажусь скромной, но я показала бы свое выступление. Присутствует эмоциональность, то, что может заинтересовать зрителя, который впервые посмотрит гимнастику, сложные риски, мастерства — это то, что тоже может зацепить, он скажет: «Вау, как круто, как здорово, какая сложность».
Например, «Полюшко» (упражнение с обручем сезона-2024. — Sport24) — это легендарная композиция, достаточно долго я делала это упражнение, не могли найти замену. Очень тяжело, когда программа пользуется такой популярностью, потом заменить его на что-то новое, чтобы оно не проигрывало. «Спартак» (упражнение с булавами сезона-2025. — Sport24) тоже очень сильное упражнение, очень захватывает зрителей. Я проживаю это на ковре, сама вся в мурашках.