В январе легендарному японскому режиссёру-аниматору Хаяо Миядзаки исполняется 84 года. Благодаря его фильмам многие зрители за пределами Японии открыли для себя аниме. RT разбирался, как зародилось это направление в мультипликации, какую роль в его популярности сыграла созданная Миядзаки студия Ghibli и почему на его основе сформировалась целая молодёжная субкультура.
5 января 1941 года родился японский режиссёр-аниматор Хаяо Миядзаки. Его работы стали культовыми для зрителей по всему миру. Миядзаки стал единственным режиссёром аниме, удостоенным премии «Оскар». Всего же его мультфильмы получили на сегодня более 120 различных кинонаград.
Чем аниме отличается от других мультфильмов? Сам термин произошёл от английского animation — «анимация». Традиционно под ним понимают вид японской мультипликации в формате как сериалов, так и полнометражных фильмов. Они характеризуются многообразием жанров и тем, а при их создании зачастую учитывают вкусы зрителей разных профессий и возрастов.
В основе многих аниме лежат японские комиксы — манга. Их объединяет общий графический стиль: большие глаза, выразительное лицо, реалистичные пропорции тела, яркие, контрастные цвета. Впрочем, дизайн может сильно отличаться в зависимости от индивидуального почерка конкретного автора.
Одним из первых японских анимационных фильмов считается «Новый альбом набросков» Симокавы, который вышел в 1917 году. Он и другие режиссёры создавали пятиминутные ролики по мотивам народных сказок в примитивных техниках: рисование мелками, перекладная анимация и бумажные фигурки. До наших дней эти работы не дошли из-за землетрясения Канто в 1923 году.
В 1930-х годах режиссёр Кэндзо Масаока создал анимационные ленты «Священный танец» и «Сила и женщины мира» (последний был озвученным). Постепенно началось становление японской анимации, а художники стали объединяться в артели — прообразы современных анимационных студий.
К началу Второй мировой войны в Японии работали десятки таких артелей, а их основным заказчиком было государство. В то время создавалось множество образовательных и патриотических лент, рекламных роликов и военной агитации. Первым полнометражным аниме-фильмом стал «Момотаро и его морские орлы», созданный в 1943 году по заказу военно-морского флота.
После поражения Японии американские оккупационные власти отменили цензуру и открыли дорогу на местный рынок для западных фильмов и другой культурной продукции. Японские аниматоры начали активно участвовать в зарубежных проектах, но при этом не оставляли попыток сформировать собственное кинопроизводство с применением западных техник.
В 1948 году режиссёры Кэндзо Масаока и Санаэ Ямамото основали студию Japan Animated Films, которую через восемь лет купила компания Toei для создания восточного аналога Disney. Переименованная в Toei Animation студия тщательно изучала организацию и технологии американской анимации, а в 1958 году выпустила первый японский полнометражный фильм «Легенда о Белой Змее». Эта лента стала культовой и настолько впечатлила юного Хаяо Миядзаки, что он решил стать аниматором.
В 1950-х годах в Японии начало активно развиваться телевидение, а уже в следующем десятилетии появились первые телевизионные аниме-сериалы. Важной вехой в этой области стал выход в 1963 году сериала «Могучий Атом». Его автор и режиссёр Осаму Тэдзука стал основоположником современной аниме-индустрии и получил признание как «бог манги». Он стремился оптимизировать и ускорить производство фильмов: использовал статичные фоны, готовые подборки выражений лиц и поз персонажей и т. п. Это позволяло создавать мультфильмы быстрее и дешевле, чем в студии Disney. В 1970-х эти приёмы окончательно закрепились в качестве характерных черт японской мультипликации. Тогда же аниме начало делиться по жанрам: например, сёнен — для мальчиков и сёдзё — для девочек, меха — про роботов и киборгов, махо-сёдзё — про девочек-волшебниц.
Период расцвета аниме-индустрии наступил к 1980-м годам. Тогда японская анимация начала постепенно выходить на мировой рынок и охватывать всё новые жанры. Так, полнометражный фильм «Акира» добился большого кассового успеха не только на родине, но и во всём мире.
Фильм в сеттинге киберпанк впервые снят с использованием компьютерных технологий. Этот жанр получил развитие в фильме «Призрак в доспехах» (1995), созданном с применением компьютерной графики. Он рассказывает о будущем, в котором сознание людей оказывается под угрозой взлома из-за повсеместной практики вживления нейрочипов.
Исследователь аниме и соавтор канала Moulture Валерий Корнеев в беседе с RT отметил, что японская мультипликация смогла добиться успеха благодаря сочетанию уникального местного колорита и понятных всем сюжетов.
«В аниме хватает ширпотреба, но, если говорить о знаковых, памятных вещах, о лучших проявлениях, думаю, зрителей они подкупают уникальным сочетанием японской культуры и общечеловеческих тем. Эти фильмы и сериалы одновременно экзотичны и близки нам, плюс это просто хорошее рисованное кино. За последние пару десятилетий аниме утвердилось в качестве «мягкой силы», став очень заметной и прибыльной статьёй культурного экспорта Японии», — считает Корнеев.
Сегодня в Японии производство аниме-фильмов и сериалов поставлено на поток. Каждый сюжет или персонаж используется для получения максимальной прибыли от продаж различного мерча, игрушек, сборных моделей и сопутствующих товаров. Выпуском и продюсированием всей этой продукции занимаются особые «производственные комитеты», куда входят издатели манги, анимационные студии, теле- или кинопрокатчики, производители видеоигр и т. д.
Такая система исключительно эффективна в финансовом выражении, однако имеет издержки в виде нежелания инвесторов идти на риски, связанные с творческими экспериментами. Это приводит к появлению огромного количества посредственных картин. Но при этом такой подход вовлекает в отрасль большое количество авторов, тем самым всё же повышая шансы на появление и неординарных работ, считают эксперты.
Благодаря широкому распространению телевизионных сериалов и доступного интернета в Японии сформировалась особая субкультура любителей манги, аниме и компьютерных игр — отаку. Фанаты аниме-фильмов создавали клубы, проводили встречи и постепенно начали оказывать влияние на всю индустрию, которая подстраивается под запросы аудитории. Сегодня субкультура анимешников распространилась далеко за пределами Японии. По словам Валерия Корнеева, подростков привлекают яркие миры и персонажи, зрители постарше могут ценить в аниме глубину, достоверность или, к примеру, ностальгические мотивы.
«Фэны ведут блоги, рисуют понравившихся героев и героинь, занимаются косплеем, сочиняют фанфики, участвуют в арт-маркетах и фестивалях, идут учиться на аниматоров — это становится стилем жизни и даже призванием. Эта субкультура открытая, интегрированная в мировой контекст, ведь во многом именно её усилиями аниме превратилось из чисто японского продукта в глобальный культурный феномен. Из аниме сложно вырасти, как сложно вырасти из кино. Ведь вместе со зрителем взрослеют его любимые художники и режиссёры, воплощая на экране более зрелую анимацию», — объясняет эксперт.
Хаяо Миядзаки по праву считается одним из самых выдающихся авторов аниме в истории. Свой первый полнометражный фильм «Навсикая из Долины ветров» он представил в 1984 году. Картина сразу завоевала успех, на волне которого Миядзаки основал студию Ghibli совместно с Такахатой Исао. Такие фильмы студии, как «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Принцесса Мононоке», стали мировой классикой мультипликации.
«Для многих за пределами Японии картины Хаяо Миядзаки и его коллеги по студии Ghibli Исао Такахаты стали первым знакомством с японской анимацией. Ключевую роль в популяризации аниме во второй половине 1990-х годов сыграло соглашение между Ghibli и Disney, когда американская компания через свою дочернюю компанию Buena Vista стала дистрибьютором фильмов студии. Кинематограф Миядзаки тогда открыли для себя зрители, критики и киноведы из разных уголков мира», — рассказывает Корнеев.
Подход Миядзаки отличается тщательным контролем на всех стадиях создания фильма. Чаще всего он выступает одновременно в роли сценариста, главного художника, режиссёра и главного аниматора картины. Миядзаки остаётся сторонником прорисовки вручную и крайне редко прибегает к компьютерной графике. В результате на производство десяти минут его фильма может уйти месяц кропотливой работы.
На становление художественного стиля Миядзаки оказали влияние не только классические аниме и диснеевские мультфильмы, но и классика советской мультипликации. Своим учителем японец называет Юрия Норштейна — создателя знаменитого «Ёжика в тумане». Сильное впечатление на него произвела также «Снежная королева» Льва Атаманова.
«Не посмотри я в один прекрасный день на сеансе, устроенном профсоюзом компании, «Снежную королеву», вряд ли стал бы дальше продолжать работать аниматором. «Снежная королева» — свидетельство того, как много любви надо вложить в создание рисованного кино, в то, как переплавить движение этих картинок в актёрское действо», — подчёркивал Миядзаки.
Ghibli остаётся одной из самых прибыльных анимационных студий за пределами Голливуда. Миядзаки и двум его партнёрам удалось построить бизнес с миллиардными оборотами во многом за счёт продажи сопутствующих товаров. Рядом с Токио недавно открылся Ghibli Park, где каждый может почувствовать себя в волшебном мире Миядзаки.
«Влияние Хаяо Миядзаки на отрасль огромно: он не только раз за разом снимает глубокие, эмоциональные гуманистические истории с философскими нотками, но раз за разом ставит рекорды кассовых сборов, успешно конкурируя с продукцией голливудских компаний-мейджоров. В Японии немало авторов, вдохновлённых таким примером студии Ghibli», — подчёркивает Валерий Корнеев.