Фото: AP/TASS
Дмитрий Родионов
Поступок отечественных спортсменов, выступающих в международных соревнованиях под нейтральным флагом, нужно рассматривать как подвиг, считает вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.
«Необходимо поддерживать наших спортсменов, которые, даже если текущие условия не позволяют им использовать наш гимн и флаг, мы все прекрасно понимаем, что это наши спортсмены», — заявил он.
Ранее отношение к российским атлетам, выступающим в нейтральном статусе, высказал министр спорта Михаил Дегтярев.
«Мы их не осуждаем, они от гимна, герба не отказывались», — заявил он. Он также выразил мнение, что смягчать «драконовские» критерии допуска россиян можно только в рабочем контакте с международными федерациями, а участие лучше изоляции.
Можно ли считать это официальной позицией государства? Или это все же личная позиция отдельных министров?
— Это позиция Правительства РФ, т.е., что логично, государства, — уверен доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Особенно, если учесть, что спортсменам, участвовавшим в недавней Олимпиаде и Параолимпиаде, выплачивали призовые премии из бюджета.
«СП»: Многие люди считают, что спортсмены так долго готовились, и не пускать их на олимпиаду — жестоко. Другие — что готовились они на деньги страны. И должны уважать ее. Кто прав, по-вашему?
— Да, спортсмены готовились на деньги страны. Но и страна их выделяла не просто так. Спорт высоких достижений — это элемент популяризации здорового образа жизни. То есть когда государство готовит спортсмена за бюджетные деньги, то совершает долгосрочную инвестицию в улучшение уровня здоровья населения. Но есть нюанс. Достижения подготовленного за бюджетные деньги спортсмена должны быть явлены обществу, чтобы рос интерес к спорту и физической культуре. А происходит это как раз на соревнованиях.
Проще говоря, если подготовленный за счёт государства спортсмен нигде не выступит — это потерянные инвестиции. Цинично, но это так.
«СП»: Можно ли спортсменов-нейтралов считать предателями? А тех, кто меняет спортивное гражданство?
— Спортсмены-нейтралы тоже разные. Были те, которые, несмотря ни на что рвались на выступление, лишь бы удовлетворить свою частную амбицию. Но сейчас ситуация несколько изменилась. Есть спортсмены-нейтралы, которых готовят к роли тех, кто покажет достижения нашего спорта. Да, нейтралы, но уже в кавычках. Но отдельно от всех, конечно, стоят те, кто готовились за наш с вами счёт, но потом сменили гражданство — вот это предательство как оно есть.
«СП»: А что вы думаете по поводу позиции Дегтярева — «заходить и раздвигать, требовать смягчить»? Это вообще реально?
— Надо пробовать. Надо продавливать. Надо выигрывать, несмотря ни на что. Мы же с вами понимаем, что это наши едут выступать.
И там понимают, что это наши, а не их спортсмены. И победа, добытая в таких условиях — это подвиг. Это как матч киевского «Динамо» в оккупированном нацистами Киеве в августе 1942 года. Победа, несмотря ни на что.
«СП»: Кстати, а что о у нас с официальной позицией государства? Она нигде не озвучивается? Почему?
— Ну как не озвучивается. Целый вице-премьер и министр спорта выступили всё-таки. Разве они не представители государства? С другой стороны, совершенно точно нет единой непоколебимой позиции по этому вопросу. Все, как вижу, присматриваются. Ведь этот вопрос действительно может потрясти наше общество.
«СП»: Если мы против выступления наших спортсменов в качестве нейтралов — то мы должны какую-то альтернативу предложить. Почему мы, как СССР, не делаем альтернативных Олимпиад? Денег нет? Или есть опасения что никто не поддержит?
— Делаем. Всемирные игры дружбы, к примеру, собирались провести в этом году. Но пока что перенесли. Спорт — это очень дорого. А деньги нам сейчас, что очевидно, нужны в другом направлении. Гораздо более важном для жизни страны. Тем более здесь есть огромная сила инерции. Взять и поделить мир на две половины с двумя условными «Олимпиадами» — крайне сложно. Не проще ли отбить свое там? Очень дискуссионный вопрос.
— Критиковать спортсменов, желающих выступать под нейтральным флагом, столь же бесполезно, как и критиковать учёных, желающих поступить на работу в иностранную лабораторию по причине лучших условий для научной деятельности, — убежден историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Конечно, нельзя сравнивать пользу, которую приносит обществу учёный, с медалями и рекордами спортсмена. Но ситуация здесь общая: каждый стремится реализоваться в жизни, а не отказываться от того, к чему долго и упорно шёл годами по причине изменившейся конъюнктуры.
Представьте себе, что вы готовились к чему-то очень большому всю жизнь. И тут вдруг вам сообщают что это самое большое отменяется лично для вас, но не отменяется для других. Например, потому что лично вы не понравились новому начальнику и спорить здесь бесполезно: решение по вам уже принято. А вы на алтарь достижения отнесли всё: лучшие годы, здоровье, карьеру, личное счастье, и сейчас не умеете в жизни ничего, кроме того, чем занимались все предшествовавшие годы.
В результате вы скорее всего уйдёте к конкурентам, которые оценят ваш талант и ваши достижения по достоинству.
Да, на прежнем месте вас подвергнут осуждению, но у вас будут скорее всего две альтернативы: или пойти против мнения общества, или остаться в статусе неудачника, перебиваться с хлеба на квас и топить свою печаль в стакане.
Спортсмену необходимо дать возможность реализоваться. Если мы не предложим эту возможность — её будут предлагать другие. Нам необходимо проводить престижные турниры с хорошим призовым фондом: спортсменам надо получать ощущение нужности своей стране.
— Мы все понимаем, что отстранение российских спортсменов от международных соревнований произошло по праву силы, — говорит экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Противостоящие России страны НАТО контролируют международные спортивные федерации и МОК.
В ряде видов спорта возможность выступать отсутствует тотально. В других эта возможность обставлена условиями разной степени выполнимости и унизительности.
При этом государство долго не озвучивало свою официальную позицию по этому вопросу. По-видимому, она так и не была сформулирована.
На фоне этой неуверенности государства я бы не стал в чем-то обвинять спортсменов, которые готовы выступать в нейтральном статусе.
За исключением, конечно, тех случаев, когда спортсменам в той или иной форме предлагается согласиться с осуждением России. При этом мне ближе позиция таких спортсменов, как гроссмейстер Сергей Карякин, которые отказываются выступать под нейтральным флагом.
К стратегии «пролезать в каждую дырочку» я отношусь скептически. Западные «партнёры» будут использовать её, чтобы унизить нашу страну и российских спортсменов и разделить наше спортивное сообщество на «чистых», допущенным к соревнованиям под нейтральным флагом и «нечистых».
С лживыми спортивными функционерами и теми, кто отдает им приказы — западными политиками — нельзя играть по их правилам. Если они начнут проигрывать, то они просто изменят эти правила.