Избранный президент США Дональд Трамп обрел больше влияния, чем действующий глава государства Джо Байден.
Следующий хозяин Белого дома уже добился принятия желаемого для себя финансирования правительства и ведет переговоры с другими мировыми лидерами, в то время как Байден почти перестал появляться на публике и вести активную политику. Как Трамп перехватил власть еще до инаугурации — в материале «Известий».
• Формально Трамп получит президентскую власть только 20 января, однако уже сейчас к нему приковано внимание СМИ, политической элиты и мировых лидеров. Он пока не управляет страной напрямую, но делает это косвенно, так как его уже воспринимают как будущее для Америки. Для США это беспрецедентная ситуация, так как в переходный период, когда осуществляется транзит власти, уходящий президент всё еще оставался главным действующим лицом политики, а его сменщик должен был ждать своего часа.
• О том, что Трамп уже определяет политику США, не въехав еще при этом в Белый дом, говорит история с едва не состоявшимся шатдауном. Под давлением избранного президента разрушилась двухпартийная сделка по финансированию правительства до середины марта. Трамп заявил, что недопустимо принимать бюджет, в который включены продиктованные демократами расходы, и при этом не поднимать потолок госдолга. Республиканская партия, несмотря на свою неоднородность, послушала Трампа и отказалась голосовать за предложенный законопроект.
• Давлению на конгресс предшествовала тщательная работа Трампа по наращиванию влияния в Республиканской партии, в которой сформировалось так называемое трампистское крыло. Даже если бы Трамп не одержал победу на выборах, его сторонники всё равно бы продолжали заседать в палате представителей и сенате, проводя его политику. Этим инструментом Трамп решил воспользоваться уже сейчас, чтобы показать свои возможности.
• Отказать Трампу в том, чтобы проводить его политику, республиканцы теперь не могут, потому что альтернативой для них станет окончание карьеры в политике. Решиться на смену партийной принадлежности мало кто из них может — какие бы ни были причины для того, чтобы не соглашаться с Трампом, переход к демократам или независимым партиям неприемлем. При этом среди демократов трампизм способен пустить корни, примером тому является экс-конгрессвумен Тулси Габбард, выбранная Трампом на пост директора национальной разведки.
• Особенно сильно влияние Трампа чувствуется на международном уровне. Он ведет переговоры с лидерами других стран и организаций, а также позволяет своему окружению давать комментарии по вопросам мировой повестки. Трамп регулярно озвучивает намерения ввести тарифы, пересмотреть двусторонние отношения и даже распространить контроль США на новые территории, и эти заявления напрямую влияют на внутреннюю политику других стран, вплоть до кризисов власти в Германии и Канаде (подробнее о причинах и последствиях правительственного кризиса в ФРГ мы писали здесь).
• Как бы Трамп ни строил свой публичный образ президента, готового единолично управлять страной, его власть все-таки будет в некоторой степени ограничена. Даже при наличии республиканского большинства в конгрессе и проверенной команды в администрации ему придется прислушиваться к ближайшему окружению, которое будет иметь свое мнение по различным вопросам. Трамп не хочет, чтобы повторилась ситуация первого срока, когда его решения встречали сопротивление. Поэтому ему важно уже сейчас произвести впечатление не столько на избирателей и сторонних наблюдателей, сколько на номенклатуру, чтобы она увидела возможности своего руководителя.
• Кроме того, бурная деятельность Трампа в переходный период должна подсветить ему и его советникам реакцию бюрократии на те или иные шаги, чтобы оценить ее настроения до передачи президентских полномочий. Для Трампа встреченное сейчас одобрение своих действий будет означать, что тот или иной чиновник окажется на его стороне во время наступающего второго срока.
• Спешка с распространением влияния нужна Трампу еще и потому, что во время предвыборной кампании он давал слишком масштабные обещания, исполнение которых займет долгое время. Депортация мигрантов, обуздание инфляции, решение международных кризисов, борьба с либеральной идеологией — всё это невозможно решить в одночасье. Поэтому Трампу требуется как можно раньше убедить в серьезности своих намерений, чтобы после инаугурации государственный аппарат уже понимал, чем нужно заниматься в ближайшее время.
• Не стоит забывать, что пока что у Трампа нет не только полномочий, но и обязательств. В этой связи у него развязаны руки, чтобы допускать заявления любого уровня воздействия на массы. Сейчас он еще может оказывать неформальное влияние, за которое не несет ответственности, но с января это прекратится и он вернется к привычным для политиков высокого ранга методам управления и достижения своих целей.
• Трамп также добился того, что на его фоне разительно изменился образ действующего президента США. Активность будущего хозяина Белого дома в очередной раз подсветила возрастные ограничения Джо Байдена. После выборов он буквально самоустранился, стал гораздо реже появляться на публике и давать развернутые комментарии, а поле деятельности сузил до вопросов внутренней политики, таких как помилование собственного сына Хантера Байдена. Хотя Байден еще сохраняет свои полномочия, Трамп показал, что основные акторы американской политики предпочитают делать ставку уже на него. Таким образом он лишний раз старается подтвердить свою победу на выборах.
• Феномен Трампа, оказывающего авансом влияние на политику, объясняется тем, что он не является системным политиком, действующим по правилам и традициям, принятым в американском обществе. Он позволяет себе пренебрегать процедурами, чтобы быстрее достичь своих целей, и для американского истеблишмента такое поведение оказалось допустимым. Трамп полагается на свою харизму, черпая в ней свою досрочную легитимность.
• Влияние Трампа растет и за счет того, что у него выстроились хорошие отношения с американским бизнесом, в том числе с самым ярким его представителем Илоном Маском. Когда Трамп объявил, что ставит на первое место в списке своих приоритетов развитие экономики, он аккумулировал вокруг себя мощную поддержку со стороны предпринимателей, готовых вкладывать свои ресурсы в то, чтобы их представитель получил рычаги власти для претворения их интересов в жизнь. Демонстрацией этой поддержки стало ралли, устроенное на биржах ценных бумаг, криптовалют и золота. Инвесторы словно передали Трампу свой мандат на то, чтобы начать действовать немедленно.
• Наконец, тот факт, что Трамп уже занимал Белый дом в прошлом, не дает повода говорить о нем как о неопытном политике, которому сначала надо будет «освоиться» на новой должности. Ему не потребовалось много времени, чтобы сформировать свою вторую администрацию. Хоть она тоже еще не имеет полномочий и тоже должна ждать января, но тот факт, что у Трампа уже подобрана команда, лишний раз убеждает общественность, что бразды правления уже можно вручать.
При подготовке материала «Известия» общались и учитывали мнения: