К выходу в российский прокат байопика «Быть лучше: История Робби Уильямса» «Сноб» вспоминает главные песни в карьере певца — от Angels до Feel.
Самая успешная и известная песня Робби Уильямса случилась в самом начале его сольной карьеры. Дело обычное, удивительно другое — сингл Angels стал лишь четвертым в череде релизов с его дебютного альбома Life thru a Lens 1997 года. Это яркий пример того, как все-таки трудно изначально предсказать, какая песня выстрелит и принесет всеобщую любовь. Впоследствии Уильямс хвалился, что написал Angels вместе со своим тогдашним компаньоном и автором большинства его ранних хитов Гаем Чемберсом за 25 минут, сидя в уличной кафешке и любуясь фонтаном. Эпическая баллада с припевом, за которую любой уважающий себя сонграйтер продаст душу, до сих пор остается главной визитной карточкой артиста. В 1990-х и 2000-х эта песня была настолько вездесущей, что все, кто застал те времена, вряд ли способны воспринимать ее объективно. «Это было больше, чем песня, — делился воспоминаниями об Angels автор британского The Guardian в 2022 году. — Скорее неизбежный факт повседневной жизни».
В качестве би-сайда к синглу Angles была выбрана издевательская живая версия хитовой баллады Take That — Back For Good, в припеве к которой Уильямс резко и неожиданно срывается в развеселый панк-рок. Очевидно, обида на бывших коллег по мальчуковой группе, не позволявших ему должным образом проявить себя, была настолько сильной, что, дорвавшись до руля, Робби не мог не уколоть их побольнее. Таким образом взбунтовавшийся Робби на взлете сольной карьеры демонстративно показал, что всячески дистанцируется от слащавой поп-музыки, производимой его бывшим работодателем, и намерен как следует проявить свою рок-составляющую.
Свою непреодолимую тягу к рок-музыке, в частности к находившемуся в то время на пике актуальности брит-попу, Уильямс продемонстрировал еще на первом сингле с дебютного лонгплея — Old Before I Die, слушая который невозможно не вспомнить о группе Oasis. Влияние братьев Галлахер, с которыми Уильямс подружился после ухода из Take That, заметно даже на открывающей альбом композиции Lazy Days. Битловские мелодии и саунд, свойственный британской инди-сцене конца 90-х, — Робби явно рисковал, настолько радикально меняя музыкальный вектор. Но все вышло как нельзя лучше, и в кратчайшие сроки Робби превратился в героя стадионного рока.
Второй альбом I've Been Expecting You Уильямс выпускал уже в статусе состоявшейся звезды. Неудивительно, что у него на подпевках в ведущем сингле No Regrets выступают Нил Теннант из Pet Shop Boys и Нил Хэннон из The Divine Comedy. Приглашенные звезды как бы призваны продемонстрировать, что Уильямс продолжает работать на стыке умной поп-музыки и мелодичного инди-рока, пытаясь не растерять массивную фан-базу из прошлого и при этом завоевать нового слушателя, предпочитающего более интеллектуальную музыку. Надо ли говорить, что у него все получилось? Клип к песне о болезненном выходе из абьюзивных отношений, в котором Робби «сжигал все мосты», стал большим хитом на появившемся в том году российском MTV — его крутили и днем и ночью.
«Вы думаете, я сильный? Вы ошибаетесь, — обращается к стремительно разрастающейся аудитории Робби Уильямс в припеве стадионной баллады Strong. — Моя жизнь — полный бардак, а с утра я выгляжу как группа Kiss, только без мейкапа». В тексте песни Уильямс признается, что чувствует себя фальшивкой, что кнопка паузы в его жизни сломалась и что, когда напьется, выглядит точно как его отец. Такая подкупающая искренность не могла не принести заслуженных дивидендов. В 2003 году во время своего легендарного выступления на концертной опен-эйр-площадке Небуорт артист установил мировой рекорд, устроив караоке со 125 тысячами своих зрителей, в один голос распевающими Strong.
«Это одна из лучших песен, которые я когда-либо написал, но с одной оговоркой: на самом деле я ее не написал» — так Робби Уильямс обычно представляет во время своих живых выступлений мегауспешную балладу She's the One, ставшую вторым синглом в карьере певца, который достиг вершины Британского национального чарта. Дело в том, что это кавер-версия песни британской инди-группы World Party, в которой когда-то играл Гай Чемберс, постоянный в то время сонграйтер Уильямса. Кавер настолько превзошел по популярности оригинал, что будто стер его из истории. Более того, в момент выхода сингла Уильямса, судьба-злодейка подбросила еще один неприятный сюрприз автору песни Карлу Уоллингеру: у него случилась аневризма головного мозга, в результате которой он чуть не умер. Вдобавок музыкант даже не знал, что его группа аккомпанировала Уильямсу во время записи его кавера. Поэтому, когда Уоллингер пришел в себя и выяснил, что его песня стала невероятно популярна в чужом исполнении, он в гневе позвонил Чемберсу, понося последними словами Робби Уильямса. Ответ Уильямса, как и его болезненное чувство юмора, трудно переоценить. В клипе к синглу он играет тренера по фигурному катанию, который в последний момент перед выступлением подменяет своего подопечного фигуриста, потому что влюбился в его партнершу.
Тема последствий болезненного расставания, красной линией проходящая через раннее творчество Уильямса, получает продолжение в сингле Supreme, передающем пламенный привет гимну всех разбитых сердец — хиту Глории Гейнор I Will Survive 1978 года. Но если в 1970-х героиня песни обещает человеку, который ее бросил, что скоро он увидит ее с кем-то другим, Уильямс задается вопросом, а зачем вообще в очередной раз вступать в отношения, которые, скорее всего, опять будут абьюзивными. В клипе к синглу певец опять дает разгуляться своему странноватому чувству юмора. В видео, действие которого происходит в 1970-х, певец играет гонщика, на пути к успеху которого в самый неподходящий момент встает диарея.
Брит-поп-баллада с энергичной акустической гитарой и драм-н-бейсовой кодой, которая по какому-то необъяснимому стечению обстоятельств так и не была выпущена синглом. Может быть, все дело в том, что к третьему альбому Sing When You're Winning Уильямс решил, что надо двигаться от брит-попа в духе Oasis в сторону набирающего обороты в новом веке дэнс-попа — дуэт с Кайли Миноуг на это жирно намекает. «Кажется, всю свою жизнь я жду припева, потому что куплет даже и близко не тянет на идеал», — текст «Песни для одиноких» настолько универсален, что в тот или иной период жизни каждый может ассоциировать себя с лирическим героем Уильямса. Неудивительно, что Singing for the Lonely — это всеобщий фаворит среди не изданных синглом песен певца. В Южной Корее даже выпустили пиратский сборник Робби Уильямса с таким названием.
Третий альбом Уильямса Sing When You're Winning заканчивается неожиданным номером The Road to Mandalay, который своим ретро-звучанием намекает на то, в каком направлении певец двинется на следующем своем релизе — альбоме кавер-версий крунеровских стандартов середины XX века Swing When You’re Winning, на котором артист перепевает Фрэнка Синатру, Бобби Дарина, Коула Портера и других. При этом клип к песне отсылает к благословенным 70-м и дико популярному в то время в Британии сериалу «Суини», посвященному будням отдела полиции по борьбе с вооруженными ограблениями. Вот только, в отличие от главных героев сериала, персонаж Робби Уильямса в клипе находится по другую сторону баррикады: певец играет предводителя банды грабителей. Бодрая жизнеутверждающая мелодия песни резко контрастирует с ее текстом, в котором Уильямс в очередной раз сетует на свою тягу с саморазрушению: «Каждая ошибка, которую я совершил, была повторена и переделана на новый лад Все, что я когда-либо любил, было сломано».
Somethin' Stupid (2001)
Ведущим синглом крунеровского альбома Робби Уильямса Swing When You’re Winning стал дуэт с актрисой Николь Кидман, которая, видимо, никак не могла перестать петь после съемок в «Мулен Руж» База Лурмана. Трек был выпущен накануне Рождества 2001 года и тут же возглавил Британский национальный чарт. Самая известная версия этой песни была записана Фрэнком Синатрой и его дочерью Нэнси в 1967 году.
На четвертый альбом Уильямса также попал кавер на поп-стандарт Have You Met Miss Jones?, который к тому времени уже засветился в фильме «Дневник Бриджит Джонс».
Ведущий сингл с пятого лонгплея Escapology — это Робби Уильямс на пике своей творческой формы. Пластинка стала платиновой в четырнадцати странах, но, оказавшись на вершине мира, певец признается, что «не вполне понимает роль, которая ему досталась». «Посидел, поговорил с Богом, и он просто посмеялся над моими планами, А я всего-то и хотел познать настоящую любовь и найти свой дом», — откровенничает Уильямс в тексте Feel. Клип к синглу — отличная иллюстрация извечного стремления всех успешных британских исполнителей, появившихся после The Beatles, завоевать американский рынок. В черно-белом видео Уильямс, разодетый во все ковбойское, скачет с друганами-ковбоями по сельским просторам Северной Америки, купается в деревенском джакузи и крутит шашни с Дэрил Ханной. Участие последней привлекло к клипу внимание американской аудитории, но, несмотря на то что сингл стал самым часто прослушиваемым треком 2003 года в Европе, в США его успехи были более чем скромными.
В видео к синглу Come Undone, снятом скандальным клипмейкером Юнасом Окерлундом, Робби Уильямс просыпается после пышной домашней вечеринки. Похмельный герой бродит посреди успешно завершенного проекта «разгром», в то время как смутные воспоминания о событиях прошлого вечера вспышками возникают в его больном сознании. Из-за этих смутных воспоминаний клип был подвергнут жесткой цензуре каналом MTV, что не помешало ему находиться в ротации. Текст песни не менее эпатажен, чем клип: «Я не боюсь смерти, я просто не хочу умирать Подумываю начать задумываться, но этот процесс явно переоценен — лучше налью себе еще выпить, а потом посмотрите, как я слетаю с катушек». «Да, я мерзкий, но я твой сын», — приходит к логическому заключению певец.
Во многом благодаря успеху хит-сингла Feel и скандального видео Come Undone, пятый лонгплей Робби Уильямса Escapology стал самым продаваемым альбомом 2002 года в Британии. Кульминацией концертного тура, посвященного выходу пластинки, стало трехдневное выступление музыканта на легендарной концертной опен-эйр-площадке Небуорт, ставшее крупнейшим концертом в Великобритании за всю историю: шоу посетили 375 тысяч зрителей. По итогам этих выступлений был выпущен концертный фильм What We Did Last Summer, эмоциональным центром которого стало весьма продолжительное исполнение песни Me and My Monkey. Уильямс и Чемберс стали настолько уверенными в своих силах, что могли позволить себе поместить в центр поп-пластинки семиминутный трек с сюрреалистическим текстом о злоключениях Уильямса и его обезьянки в шикарном лас-вегасском отеле, в номере которого певец «зависает под старого доброго Курта Кобейна и его Lithium».
Me and My Monkey — это еще один яркий пример того, каким великолепным авторским дуэтом были Уильямс и Чемберс. К сожалению, после Escapology они на долгие годы прекратили сотрудничество. Расставание со своим постоянным на протяжении многих лет творческим партнером и автором большинства его хитов стало для Уильямса началом конца: певец так и не смог повторить успеха своих ранних записей.
Автор: Роман Дранников