Йошкар-олинский приход в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» – один из самых молодых в Марийской митрополии. Расположен храм в стороне от маршрутов городского общественного транспорта, тем не менее, является одним из любимых горожанами, особенно живущими в близлежащих микрорайонах. В чем секрет такой популярности – в воскресной школе, в которой рады видеть не только обычную детвору, но и ребят с особенностями здоровья, в девичьем волонтерском объединении, в котором юные прихожанки на практике учатся доброделанию, в творческих занятиях онковолонтеров или, например, народном хоре, благодаря которому на ранней литургии поет, кажется, весь храм? Почему сюда с удовольствием приходят и даже приезжают из других районов города и взрослые, и дети? Об этом зашла беседа с настоятелем храма, руководителем епархиального отдела социального служения иереем Алексием Михеевым.
Отец Алексий, почему храм назван в честь образа «Всех скорбящих Радость»?
– Храм появился благодаря верующим, проживающим в Тархановском микрорайоне, которые однажды собрались и написали коллективное письмо на имя правящего архиерея митрополита Иоанна с просьбой простроить храм в их районе. А название храма – это инициатива самого владыки. Как известно, он принимает много людей, беседует с ними, видит, сколько у них скорбей… Да и времена сейчас непростые, поэтому людям нужна какая-то особая поддержка. А на иконе «Всех скорбящих Радость» не случайно изображены люди обездоленные, нагие, больные, хромые, на костылях… Да и в самом ее названии заложено то самое утешение, которое необходимо как болящим, так и здоровым людям, ищущим помощь именно в молитвах ко Пресвятой Богородице. Она Ходатаица за всех нас у Престола Божия, и тех, кто открывает Ей свое сердце, Господь не оставит без Своей милости.
Наш храм действительно находится в месте, удаленном от центра города и основных транспортных маршрутов, поэтому люди приезжают в наш храм с определенной целью – испросить помощи у Царицы Небесной, поклониться святыням, среди которых – частица пояса Пресвятой Богородицы, ковчеги частицами мощей Николая Чудотворца, блаженной Матроны Московской…
А еще в вашем храме есть придел, посвященный всеми любимой святой – блаженной Матронушке Московской…
– Да, придел во имя блаженной Матроны Московской был освящен в то же время, что и сам храм – в 2023 году. В городе он единственный, в республике – второй.
Есть у нас в храме и ковчег с мощами блаженной старицы – он привезен из Москвы и пожертвован в наш храм митрополитом Иоанном. Кроме частицы мощей, в нем есть часть платья святой Матроны Московской, в котором она была похоронена.
У храма удивительно красивая территория! Трудно представить, что совсем недавно здесь было заброшенное, неухоженное место…
– Строительство продолжалось пять лет. Конечно, как и в любом благом деле, случались и какие-то искушения: пожары и другие проблемы… Но, слава Богу, храм построился и ныне радует глаз! Сейчас еще продолжается благоустройство территории: обкладывается камнем большой поклонный крест, который стоит справа от храма. Готовится к освящению крестильный храм во имя князя Владимира, который находится в здании воскресной школы. А за этим зданием обустраивается большая детская площадка со специальным покрытием, куда будут приходить играть ребята со всего микрорайона.
И ваша воскресная школа по числу учащихся одна из самых больших в епархии!
– Двухэтажное здание для нее построено по всем требованиям: здесь есть пандусы, подъемники, лифт, поэтому в воскресной школе у нас учатся и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые приезжают на инвалидных колясках.
Особенные дети занимаются вместе с обычными?
– Да, и это очень важно, ведь ребята с инвалидностью очень мало социализированы, поскольку большей частью они находятся дома, с обычными детьми у них мало общения.
Отмечу, что у нас при храме есть девичье добровольческое объединение «Светильник». Девушки ходят к особенным детям, а еще к одиноким бабушкам и дедушкам. То есть как раз и занимаются социальной работой. И недавно они взяли на себя еще такой, можно сказать, подвиг: приводят этих детей в воскресную школу, во время занятий постоянно находятся рядом с ними, помогают, опекают.
И, что интересно, обычные дети, которые раньше иногда позволяли себе какие-то вольности, шалости, когда увидели, что на уроках присутствуют дети на колясках, начали вести себя совершенно по-другому – стали сдержаннее, внимательнее. Они сдружились с этими ребятами, общаются и на уроках, и на переменах. Я видел, как наши девочки общаются с другой девочкой на инвалидной коляске: играют с ней, катают, кружат, весело смеются… Конечно, это дорогого стоит: инклюзивное образование, которое сегодня у всех на слуху, сейчас реализуется в обычной воскресной школе при обычном городском храме!
Отец Алексий, у вас учатся не только дети, но и взрослые?
– Совершенно верно, у нас есть также взрослая воскресная школа, здесь также проходят занятия по воскресеньям, а еще священники проводят беседы. С учениками взрослой воскресной школы мы изучаем Священное Писание, Божественную литургию, церковный устав и другие дисциплины.
И взрослые у вас занимаются еще каким-то творчеством…
– Это немного другое. Сейчас поясню: в прошлом году, через месяц после освящения храма, мне позвонила женщина и сказала: «А помните, мы с вами записывали в онкодиспансере ролик в поддержку страдающих онкологическими заболеваниями?» Действительно, это когда-то было. И дальше моя собеседница рассказала, что нынешним онковолонтерам (а это те, кто когда-то сам переболел и сейчас находится в ремиссии или даже те, кто в легкой стадии заболевания) негде собраться, чтобы пообщаться, попить чай, просто побеседовать или заняться каким-то творчеством… И теперь они уже регулярно занимаются у нас при храме, в том числе рисуют, лепят, вышивают. Также уже прошло несколько бесед со священником – у них очень много вопросов. Это люди большей частью невоцерковленные, некоторые даже не христиане, и они просто приходят к нам, занимаются, и у нас постепенно строится некоторое взаимодействие.
Я считаю, таким людям очень нужно общение – так они поддерживают друг друга. Определенную поддержку получают они и в беседах со священниками. Кстати, в нашем храме Великим постом для них даже проходило индивидуальное соборование.
А еще в вашем храме есть народный хор! Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Действительно, если кто-то бывал у нас в воскресенье на ранней литургии, то заметил, что певчих как таковых здесь нет, а поет весь храм. Управляет этим народным хором наш священник – отец Игорь Коваль.
Конечно, когда мы задумали по благословению нашего владыки Иоанна создать народный хор, то очень переживали. И отец Игорь, думаю, больше всех. Ему, имеющему музыкальное образование, было непонятно, как работать с людьми, которые умеют ли петь – неизвестно… Да и нотную грамоту знают вряд ли. Ведь зачастую человек, который любит и хочет петь, не умеет этого делать. А человек с музыкальным образованием не захочет петь с теми, кто не имеет этого образования…
Но отец Игорь взялся за дело основательно: проводит спевки, уже обучил хористов необходимым азам.
Поет в нашем народном хоре немало людей: помимо наших постоянных прихожан, приезжают специально петь из других городских храмов, из Семеновки. Конечно, есть некий костяк народного хора – люди, которые ходят на спевки, репетируют и задают ритм всему пению во время богослужения.
Вообще, если обратиться к истории, то богослужение ведь так и задумывалось, что священник произносит возгласы в алтаре, а отвечают все те, кто стоит и молится в храме. И было бы неплохо вернуться к тем истокам. Представьте, священник, обращаясь к народу, говорит: «Мир всем!», а весь народ в храме единодушно отвечает: «И духови твоему!» В идеале-то, наверное, так и должно быть…
По своему опыту, совершая богослужения, отмечу, что когда поет народный хор, то чувствуется такое единение! В это время все стоящие в храме люди, действительно, участвуют в богослужении, в совместной молитве.
В народном хоре нет каких-то особых требований к человеку, который хочет петь. Если он разбирается в нотах, ему дают книжечку с нотами, если никакого музыкального образования нет, то он просто берет книжечку с текстами и подпевает всем тем, кто стоит рядом с ним.
Конечно, находятся те, кому не нравятся такие службы, ведь пение это все же не профессиональное... Я таким людям обычно отвечаю: если хотите пение красивое слышать, приходите на позднюю службу, а хотите участвовать в службе – приходите на раннюю.
Наталья КУЛИШОВА
Публикация издания «Мироносицкий вестник»
(Марийская митрополия)