Восковой оттиск печати города Глостера 1471 г.
Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской.
Третья книга Царств,9:26
Артефакты истории. Как мы уже здесь это обсуждали, именно изображения на печатях представляются самыми достоверными объектами визуальной информации своего времени, потому что делались по заказам людей, именно тогда и живших. И использовались они при их жизни, так как потом на смену того же короля со своей печатью приходил другой король, у которого печать была уже своя.
Оттиск с Большой печати короля Англии Ричарда III (1483-1485). Реверс
Прорисовка Большой печати короля Англии Ричарда III. Аверс и реверс
Понятно, что речь в данном случае идет про одеяние изображенных на печати особ. А вот как насчет кораблей? Ведь они тоже изображались на печатях, и, более того, эти изображения послужили многим художникам образцами для своих изображений-реконструкций средневековых судов. Наверное, большинству читателей ВО, если не всем, знакомы «картинки» с кораблями из наборов открыток «История корабля» в трех частях. В. А. Дыгало и М. Аверьянова, 1986-1991 гг. Для того времени это был настоящий прорыв. Но время прошло, появились новые источники информации, и к этим реконструкциям возникли вопросы.
Рисунок корабля короля Ричарда III В. А. Дыгало, и М.Аверьянова. Корабль хорош, но чего-то явно в нем не хватает. Чего?
Например, вот к этому изображению корабля Ричарда III. На оборотной стороне открытки про этот корабль написано следующее:
«Постройка корабля относится к началу XV века, подробное его изображение дано на личной печати короля. Корабль мало отличается от скандинавских шнеккеров. Резко загнутые и высоко вытянутые штевни срезаны, и боевые площадки для воинов личной охраны Ричарда III как бы составляют единое целое с кораблем, выгодно подчеркивая изящный силуэт. Корабль был одномачтовым и нес прямой, богато украшенный парус с гербом. Кормовой руль с румпелем крепился на ахтерштевне при помощи рулевых штырей».
Начнем с того, что на личной печати короля изображено нечто совершенно другое. Это первое, а второе, что этот корабль никак не похож на скандинавский шнеккер – «корабль-змея» (или шнеккар), а похож он на разновидность когга.
Миниатюра из стихотворного манускрипта «Роман де Брут». Ок. 1325 и 1350 гг. Британская библиотека, Лондон
Правда, в те далекие годы о таких тонкостях я даже и не подозревал. Рисунок корабля с открытки, тем более «сделанный с личной печати короля», произвел на меня сильное впечатление, так что я сделал его настольную модель из бумаги для журнала «Семья и школа», который такие вот выкройки-развертки бумажных моделей помещал на задней странице обложки, и требовалось их все в размер этой обложки… «запихнуть»!
Корабль Ричарда III с задней страницы обложки журнала «Семья и школа».
Правда, уже тогда я обратил внимание на отсутствие на открытке королевского флага на ахтеркастле, и на своей модели я этот флаг предусмотрел. Все детали модельки вырезаются, где надо перегибаются пополам, склеиваются, и вот так в итоге получается миниатюрный, причем довольно красивый кораблик, который вполне годится для того, чтобы повестить его на… новогоднюю ёлку!
Прошли не то что годы, десятилетия. Появилась возможность через Интернет познакомиться со множеством средневековых печатей с изображениями кораблей, и выяснилось множество подробностей, ранее нашим художникам явно неизвестных. Оказывается, печати с кораблями, несущими парус с гербом Английского королевства, вовсе не принадлежали королям – это были печати городов, причем «королевских городов», располагавшихся на земле короля. Вот некоторые королевские города в Англии: Ярмут, Норфолк, Сетфорд, Экзетер, Уоллингфорд, Бекингем, Йорк, Стаффорд, Саусгемптон, Льюис, Уоррик. Отсюда и изображение герба Англии на парусе и флагах. Ну а корабль – это, прежде всего, символ города-порта. Вот, например, печать бейлифа города Ярмута, лежащего на берегу Северного моря…
На ней мы видим корабль с характерным для середины XV века профилем корпуса, с обшивкой внакрой, прибитой к шпангоутам гвоздями с крупными шляпками. Два кастля, два флага. Один с крестом Св.Георга, другой с тремя львами. На носу бушприт, на мачте «воронье гнездо» с запасом копий
Печать с аналогичным изображением 1435 года. Еще никакого короля Ричарда III нет и в помине. Но на корабле такие же кастли, такой же парус, два флага на носу и на корме с крестом Св.Георга, а вот на «вороньем гнезде» явно висит фонарь
]Корабль на печати 1435-1442 гг. Корабль ничуть не изменился, но вместо флага на заднем кастле на Г-образной стойке подвешен фонарь…
Кстати, на печати Глостера 1471 года борта кастлей как раз и украшены изображениями лилий: на переднем они смотрят вперед, на заднем — назад. Королевский флаг на заднем кастле, а вот на переднем изображено нечто вроде светильника с открытым огнем! Интересно, что ванты у мачты ни на одной из печатей выбленок не имеют. То есть в «воронье гнездо» наблюдатели и стрелки поднимались по отдельной специальной лесенке! Кстати, парус на этой печати несет на себе ламбель — «турнирный воротник» (который авторы рисунка на открытке просто не заметили, а может быть, и не обратили на него внимания), являющийся знаком младшего сына. То есть эта печать принадлежит городу наследника престола, герцогу Глостеру. Или это может быть и его печать, как лорда этого города. А этот титул как раз и носил Ричард Йоркский, герцог Глостер в 1461–1483 годах, и младший сын Ричарда Плантагенета, 3-го герцога Йоркского, и… будущий король Англии, злополучный Ричард III. Но только печать эта принадлежала все-таки не королю, а герцогу!
На «корабле Ричарда III» с открытки мы видим уже самые настоящие ванты с выбленками. Но вот существовали они в это время или нет?
Смотрим на иллюстрацию «Флот крестоносцев у стен Византии». Миниатюра Жана Коломба из книги Себастьена Мамро «Походы французов в Утремер» (1474). Национальная библиотека Франции, Париж
Выбленок на вантах нет. Правда, до воцарения Ричарда еще девять лет!
Правда, сам Ричард III стал королем позднее и правил в 1483–1485 гг. Это была переходная эпоха в судостроении, и, как считается, традиционные ванты-лестницы на кораблях эскадры Колумба (1492 г.) уже были. То есть они могли быть и на корабле Ричарда. Но тогда каким образом люди по ним забирались в «воронье гнездо»? Нужно быть настоящим циркачом-гимнастом, чтобы оказаться у него внутри притом, как это нарисовано у Дыгало и Аверьянова. Но всё решают всего две лестницы, идущие вверх от вантов к «корзине» и позволяющие перебраться через ее борта. И такие изображения есть. Но… художники почему-то их не нарисовали, как не нарисовали и флаги на кормовом кастле и головки гвоздей на бортах. Причем тогда уж скорее и правильнее было бы не рисовать ванты с выбленками, но изобразить все эти вышеназванные детали.
Одним словом, когда мне захотелось повторить свой собственный корабль, только уже не в бумаге, а сделать его из дерева, задача, как именно это сделать и какой ему придать вид, оказалась совсем непростой. Поскольку планировалась опять же не модель-копия, а игрушка, сувенир и наглядное пособие, то смысла в объемном корпусе не было у меня никакого.
Развертка корпуса, наполовину оклеенная рейками
Поэтому развертка корпуса была вырезана из обложки журнала, после чего на нее были наклеены рейки из древесины американского ореха компании «СВ-модель» шириной 2 мм. Рейки уложены вгладь, хотя можно было бы и внакрой. Только вот смысла в этом особого нет, поскольку моделька очень уж мала – длина корпуса всего лишь 10 см.
Полностью готовый корпус
Готовый корпус следует усилить полоской ткани шириной 1–1,5 см, приклеенной по шву изнутри. Ну а после просушки его следует облить горячей водой снаружи и горячим утюгом через плотную бумагу прогладить изнутри, выгибая к оконечностям. После этого он склеивается в районе оконечностей суперклеем (при этом лучше всего сжать их при помощи небольших струбцинок!) и раздвигается в стороны при помощи распорок из палочек-мешалок для кофе. Поверх них наклеивается заранее приготовленная и подогнанная по месту палуба из реек, а выступающие на корпусе бимсы имитируются отрезками реек 1х1 мм. На рисунке Дыгало и Аверьянова хорошо видно, как нужно их располагать.
Готовый корпус с вклеенной палубой выглядит так…
Кастли набираются из палочек-мешалок для кофе и наклеиваются на бумагу, или можно использовать для этого рейки СВ-модель шириной 3,4,5 мм
Кстати, авторы открытки из набора «История корабля» допустили еще одну ошибку. Они нарисовали руль таким образом, что он упирается снизу в ахтеркастль, а значит, румпель у него находится на этом кастле. А такого никогда не было. Румпель находился в помещении под ним, для чего в кормовой обшивке сделано соответствующее отверстие, ну и сам румпель приделан к рулю.
Вид на палубу готовой модели
Достаточно трудоемкая работа — сделать лестницы, также не показанные на открытке. Нужны рейки шириной 2 мм, которые складываются вместе, и в них сверлятся отверстия диаметром 1 мм под миллиметровые рейки от «СВ-Модель». Рейки эти просовываются в отверстия, боковые рейки раздвигаются на нужную ширину, и всё это промазывается суперклеем, после чего торчащие по бокам лестницы рейки обрезаются, а сами лестницы зачищаются наждачкой. Ванты я все-таки выбленками снабдил, но провел также от них две лесенки на «воронье гнездо»…
Вид на готовую модель сбоку. Вот так должен был бы выглядеть «корабль Ричарда III» на открытке в наборе «История корабля».
Правда, нити такелажа на ней не в масштабе. Они более толстые. Но это же ведь не модель в прямом смысле этого слова, а… игрушка и наглядное пособие. Поэтому некоторая условность в данном случае допустима. Парус, флаги и декор кастлей был заказан для изготовления в типографии методом термопечати. Парус и флаги печатали на ткани утюгом, а вот полоски с лилиями на кастлях – при помощи миниатюрного паяльника с коническим жалом.
Вид спереди
А вот это временная подставка для этой модельки, пока не придет время вешать ее на елку. Сделана она из кассеты для яиц, которые, как оказалось, идеально подходят для этой цели, особенно если их покрасить морилкой для дерева!