Иван Абрамов
первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Амурской области
Руку на пульсе главных событий в жизни Приамурья держит первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Амурской области Иван Абрамов. О работе над задачами федерального масштаба, тесно переплетающейся с решением вопросов родного региона, политик рассказал информагентству ТЕЛЕПОРТ.РФ.
- Иван Николаевич, в должности сенатора Вы представляете интересы Амурской области в Совете Федерации. Как выстраивается эта работа?
- Основная задача – добиваться решения вопросов Приамурья на федеральном уровне посредством разного формата заседаний, совещаний с участием министерств. В Совете Федерации проводятся «правительственные часы», где на каждом заседании тот или иной министр выступает на заданную тему. Предварительно прорабатываем проблемные вопросы с региональными министерствами, и так происходит нужный обмен данными.
Сегодня, к примеру, мы добиваемся увеличения квоты на экспорт кукурузы. Урожай в этом году рекордный, аграрии нарастили посевные площади почти вдвое. Мы долго шли к тому, чтобы кукуруза участвовала в севообороте. И вот, наконец, аграрии пошли навстречу Минсельхозу, научному сообществу и логике, но теперь не хватает квот. И этот вопрос действительно значимый, ведь если сегодня фермер не продаст свою кукурузу, завтра он откажется ее сеять.
И таких моментов очень много. У нас есть задачи, просьбы и требования к каждому министерству. К примеру, Минтранс. Будем взаимодействовать, чтобы в следующем году завершить оставшиеся этапы реализации проекта пункта пропуска «Кани-Курган». Этот объект мы обсуждаем в еженедельном режиме и с губернатором, и с профильными министрами.
- Автором и соавтором каких важнейших законов Вы были в 2024 году?
- Самый главный закон, который мы принимаем ежегодно – это бюджет. Он в принципе отражает все стороны развития и статьи затрат любого субъекта. Я был одним из соавторов поправок, а их у нас много. Мы добавили на 2025 год более 300 миллионов рублей сельскому хозяйству и рыболовству, почти 3 миллиарда – по госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, на 4,8 миллиарда увеличили расходы на региональную дорожную сеть, но в основном усилили финансовую поддержку сферы образования. Мы анализируем, где недостаточно средств, включаем объекты в список и вносим изменения.
В финансирование так или иначе упирается большинство вопросов, а мы должны решить, где взять деньги и как включить объект в ту или иную программу. В качестве примера приведу лагерь «Прометей» в Тамбовском округе. Я там побывал впервые полтора года назад. Мне очень понравился и лагерь, и его бессменный директор Солдатова Тамара Александровна, которая работает уже много десятилетий. Но все домики старые, не видевшие глобальных изменений с момента постройки. С министром образования области начали разбираться, как помочь. Действительно, есть подходящая госпрограмма, но в год на все регионы выделяется всего 1 миллиард рублей – это капля в море на самом деле.
Пришлось потолкаться, включить все свои механизмы, и в этом году в «Прометее» уже началось строительство двух новых корпусов общей стоимостью 80 миллионов рублей. Большая часть суммы – 63 миллиона – деньги из федерального бюджета, 4 миллиона выделил округ, остальное добавил регион.
- Неужели, чтобы сдвинуть с места такой вопрос, нужно подключать сенатора?
- Да, ведь важно решить его быстрее. Рано или поздно очередь, конечно, дойдет, но на это может уйти несколько лет. В стране 89 субъектов, и Амурская область – не самый большой из них. Поэтому нужно дискутировать, убеждать чиновников. Не всегда это получается сразу, но часть проблемных вопросов для своего региона таким образом решаем. Вода, как говорится, камень точит.
- Как часто Вы проводите личные встречи в регионе и с чем обращаются амурчане?
- Провожу в каждую свою рабочую поездку в регионе, но обращения жителей помощники принимают и отрабатывают в еженедельном формате. Если нужно – подключаюсь к их обсуждению по видеоконференцсвязи.
Много бытовых, жилищных вопросов. Мы не оставляем обращения без внимания и стараемся содействовать в их решении путем обращения в контролирующие органы, органы власти и профильные министерства.
- Реализация экспортного потенциала обсуждалась недавно на форуме «Сделано в России». Какие перспективы в этом у Приамурья?
- Сегодня в регионе реализуются масштабные проекты, которые откроют новые уникальные возможности. Это, в частности, будущий конгрессно-выставочный центр. Идея в том, чтобы сделать его международной площадкой, где китайские туристы могли бы видеть продукцию всех российских регионов.
Выставочный центр станет витриной страны, и мы хотим, чтобы каждый субъект или крупный производитель мог ее представить.
- Витрина страны – это про интерактивные технологии?
- Интерактив – не тот формат, чтобы презентовать продукцию, потому что каждый захочет ее посмотреть и потрогать, поэтому мы говорим о физических экспонатах. Но до конца эти решения еще не приняты.
Другой очень важный вопрос – создание масштабного центра компетенций всех экспортных операций, чтобы любой предприниматель мог обратиться за помощью. Особенно это важно для небольших производителей.
Мы хотим «завести» российские маркетплейсы в Китай и продавать там свои товары за юани, которых нам не хватает для ликвидности. Наша задача – быть равноправными партнерами. Но пока это сложно, китайцы защищают свой рынок достаточно серьезно. Они готовы продавать российские товары через свой маркетплейс, а мы стремимся вести торговлю без посредников.
Многие страны мира готовы брать нашу продукцию. Европа давала нам нефте- и газодоллары, мы покупали на них другие товары, и никаких проблем на самом деле не было. Но сейчас у нас иное положение, поэтому мы открываем новые рынки: Индию, Иран, страны Африки. Вот пример: амурский предприниматель начал экспортировать в ЮАР дигидрокверцетин, который хорошо влияет в том числе на урожайность растений. Сейчас бизнесмен строит вторую очередь завода, чтобы только обеспечить заказ ЮАР.
- Какая еще амурская продукция востребована в других странах?
- Соя, конечно. Восточные государства хотят брать сырье, но нам выгоднее продавать продукты переработки: соевое масло, белок, изолят.
На самом деле Амурская область сегодня уже не только сельскохозяйственная. И «Газпром», и «Сибур» внесли свои коррективы в экономику региона, и теперь равнозначный ресурс (а возможно, и больше) – сжиженный природный газ (СПГ). Прогнозируется дальнейшее нарастание поставок газа в Китай, и в будущем мы даже планируем построить отдельную полосу для газовозов, которые транспортируют СПГ в соседнюю страну.
Регион должен использовать свои преимущества, и сегодня это сельское хозяйство, газохимия и, конечно, логистика.
- Китай – давний и надежный партнер Приамурья, это понятно. Но с появлением международной ТОР ожидается и привлечение белорусских партнеров. Чем регион для них привлекателен, а они – для региона?
- У белорусов достаточно неплохие строители и привлекательное соотношение цены и качества работ, в этом мы уже убедились при строительстве космодрома Восточный.
Но могут быть и другие точки соприкосновения. К примеру, машиностроение, которое развито в этой стране. Можно посмотреть, каким образом белорусская техника сможет конкурировать с китайскими производителями, которые сегодня являются основными поставщиками в Приамурье. Здоровая конкуренция – это всегда хорошо.
Беларусь – братская страна, где люди говорят и думают по-русски, и мы должны прилагать все усилия для развития взаимовыгодных отношений.
- Над какими ключевыми проектами работаете сейчас и продолжите в 2025 году?
- В ближайшее время будут сформированы новые нацпроекты – важнейшие документы страны. Конечно же, работаем над тем, чтобы в нацпроекты вошло как можно больше объектов из Амурской области.
Есть и текущие вопросы: завершить в новом году строительство канатной дороги, полностью ввести в эксплуатацию пункт пропуска, запустить международную ТОР, поднять процент соответствующих нормативу региональных дорог. Задач очень много, над каждой из них работаем в плановом порядке, и большинство будет реализовано.
Если о глобальном, то все мы надеемся, что в новом году закончится СВО, и мы сможем переключить все внимание на развитие экономики и закрывать социальные потребности.
- Чем запомнился 2024 год в профессиональном и личном плане? Как Вы планируете провести новогодние каникулы?
- Обычный рабочий год. К счастью, без наводнений!
Хорошо, что радует стабильностью семья, каждый уверенно развивается по своей траектории. Дочь замужем, старший сын учится в институте, двое других – школьники. Средний сын четко идет по общественной линии и в этом году стал президентом школы. Но дети вырастают, и нас все чаще посещают мысли о внуках – хорошо, когда в семье есть маленький ребенок.
Новогодние праздники я традиционно проведу в кругу родных. Планируем отправиться с семьей в Сочи. За границу я уже давно не езжу, только в рабочие командировки, а отдыхать гораздо проще и лучше внутри страны.
Фото: Совет Федерации РФ