В России устроили сегрегацию по Достоевскому: одни "право имеют", остальные - "твари дрожащие". К чему привело повышение ключевой ставки ЦБ до заоблачных пределов, объяснил Антон Табах.
Чтобы компенсировать проблемы в бюджетной политике, ЦБ считает необходимым сохранять ключевую ставку высокой. При этом существуют разногласия относительно целевого показателя инфляции, заметил главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах в эфире программы "Царьград. Главное".
Центробанк настаивает на таргете в 4%, хотя это значение было установлено в качестве заветного идеала ещё в совершенно другой экономической реальности. Попытки выполнить задачу требуют колоссального ужесточения денежно-кредитной политики, которое способны пережить далеко не все предприятия.
Те, что пользуются поддержкой государства, ещё более-менее держатся на плаву благодаря частичной компенсации обслуживания подорожавших кредитов. Другим компаниям, которые лишены такого особого отношения к себе, грозит банкротство из-за высоких рисков неплатежей по займам.
Получается, в России посредством взвинчивания ставки до рекордных пределов устроили сегрегацию по Фёдору Достоевскому: одни "право имеют", остальные - "твари дрожащие".
У нас существенная часть экономики находится на прямом бюджетном финансировании, у нас кадровый голод, который приводит к росту зарплат, из-за этого возникают высокие инфляционные ожидания. И чтобы сбивать инфляционные волны, требуется значительно более высокое повышение ставки. И платят за это те, кто живёт под ставкой, а не те, кто имеет прямое финансирование со стороны государства. То есть складывается ситуация по Достоевскому: кто-то "право имеет", а кто-то является "тварью дрожащей",
- пояснил собеседник "Первого русского".
Он добавил, что если оперировать преимущественно одной ключевой ставкой при нынешней бюджетной политике, которая во многом зависит от внеэкономических факторов, то тогда, следуя этой логике, ставку нужно загнать так высоко, что экономика уйдёт в жёсткую рецессию.
Эксперт также обратил внимание, что в прогнозируемый показатель инфляции на 2025 год закладывают как минимум 1,5-2% за счёт роста одних только тарифов - коммунальных, РЖД и так далее:
Соответственно, если из целевых 4% у нас половину отъедают одни лишь тарифы, то что тогда остаётся? Практически нулевая инфляция, как в Японии? Но у нас совсем другая структура экономики.