В понедельник, 23 декабря, Симоновский суд Москвы на два месяца отправил в СИЗО жертву квартирных рейдеров Андрея Васильева, обвиняемого в убийстве одного из «профессиональных соседей», мучивших его 11 лет. Васильев забил его черенком от лопаты.
«Не выдержал»
В ночь на 19 декабря жители дома № 15/6 по улице Восточной на юге столицы были разбужены громкими криками, хлопаньем дверей и завыванием полицейских сирен. Сотрудники органов правопорядка сообщили людям, что нечто очень плохое случилось в квартире на 12 этаже. Там жил 59-летний Андрей Васильев, который уже много лет подвергался давлению со стороны «профессиональных соседей», стремящихся выжить его из единственного жилья. Стойкость Васильева, который терпел все ужасы, связанные с такой ситуацией, удивляли людей — другие бы уже давно не выдержали и распрощались с квартирой.
Когда соседи зашли внутрь вместе с полицейскими, то в комнате маленькой однушки они увидели безжизненное тело одного из квартирных рейдеров. Его лицо было настолько искажено и залито кровью, что жильцы с трудом его узнали. Рядом с трупом валялся черенок от лопаты, весь в мокрых красных пятнах. На узенькой тахте в углу сидел Васильев и с ужасом взирал на дело своих рук.
«Все-таки не выдержал», — перекрестившись, прошептали соседи.
Эта маленькая однокомнатная квартирка досталась Васильеву от бабушки и дедушки. Здесь он провел детство, вырос, сюда привел юную жену Сусанну. Здесь родился его старший сын. В 1992 году Васильевы приватизировали квартиру на троих. А через несколько лет родилась младшая дочка. И, несмотря на тесноту, семья Васильевых была счастлива. Так, по крайней мере, казалось со стороны и даже самому Андрею.
«В 2009 году Сусанна привела в квартиру своего сводного брата, — рассказывают соседи. — Они стали жить все вместе. Андрей был не против, все же родственник жены, надо помочь на первых порах. Родственник-то родственник, да не кровный. Они с Сусанной влюбились друг в друга. Андрей их застал. Был скандал, драка, моментальный развод».
А спустя четыре года после развода Сусанна и сын Андрея продали свои доли в квартире некоему Александру Т. Он сразу подал иск в Симоновский районный суд о признании доли Васильева в квартире незначительной и требовании ее принудительного выкупа за 400 тыс. руб. На деле рыночная стоимость доли была намного больше. Суд отказал в требованиях Александра. Тогда он продал 1/6 своей доли жителю одного из южных регионов России. И с того момента жизнь Васильева превратилась в ад.
«Ломали двери, гонялись с пистолетом»
Все последующие события Васильев описал сам в своем обращении к депутату Мосгордумы Наталье Метлиной. Мужчина отправил это обращение, по словам соседей, 14 декабря. За четыре дня до убийства.
Васильев писал, что новый сособственник его квартиры без решения суда о вселении взломал входную дверь и стал жить в однушке.
«Постоянно водил в квартиру своих земляков, которые превратили ее в ночлежку, — рассказывал Андрей Анатольевич. — Спали все на полу, все полы были застелены матрасами. На меня постоянно оказывалось давление, угрожали физической расправой, требуя, чтобы я продал свою долю».
Потом «соседи» исчезли и вместо них заселились новые собственники 2/3 доли — мать с дочкой. Первое, продолжал Васильев, что сделала на новом месте арендаторша — написала заявление в полицию о сексуальных домогательствах в отношении своей дочки. К счастью, полицейские, прекрасно зная историю борьбы Васильева за жилье, в ситуации быстро разобрались и в возбуждении уголовного дела отказали.
За прошедшие годы собственники злосчастных 2/3 доли менялись восемь раз. И каждый из них «вселялся» в квартиру, взламывая двери. Всем этим событиям были свидетелями соседи, которые очень переживали за Васильева и старались хоть как-то ему помочь.
«На протяжении всех этих лет на Андрея Анатольевича шло колоссальное давление, — говорят соседи. — Рейдеры ломали дверь в его квартиру, бегали за ним по двору с пистолетом. А у него было невероятное терпение. И доброта. Он очень добрый к животным и старикам, всем бесплатно ремонтировал вещи. Он даже запрещал нам плохо отзываться о бывшей жене, которая все это устроила».
По словам соседей, последние сособственники оказались самыми жестокими. В апреле этого года долю приобрели Елена Б. и Денис Б. Они оформили доверенности на Асада А., Марата Г. и Магомеда Г., вручили им ключи от квартиры. Как говорят соседи, новые жильцы вели себя очень агрессивно, приходили и уходили по ночам, включали громко музыку. Выкинули из квартиры мебель Андрея Анатольевича, завезли свою. Вольготно расположились, а ему выделили угол в комнате, в котором помещалась только узкая тахта.
«21 ноября Марат Г. привез в два часа ночи гостя, — писал в своем обращении депутату Васильев. — Сказал, что он только что освободился из тюрьмы. Они устроили очередной скандал, грозили меня убить. Гость находился в квартире три дня, крутил в руках нож-финку и говорил, что если он меня убьет, ему ничего не будет».
В доказательство своих слов Васильев прикладывал аудиозапись угроз: «Вот твой угол, сиди там и не вылазь». Именно этот гость — Рустам Идигов — через несколько дней будет убит Андреем Васильевым.
Рецидивист
Личность убитого весьма интересная. Согласно материалам Официального портала судов общей юрисдикции Москвы, впервые Идигов был осужден судом Грозного еще в 2009 году за кражу. Как только вышел из тюрьмы, он сразу же отправился в Москву и спустя пару месяцев снова загремел на новый срок за хулиганство — уже на два года в колонию строгого режима.
После освобождения Рустам снова вернулся в Москву и снова недолго дышал воздухом свободы. В 2014 году Щербинской суд отправил его за решетку на четыре года за разбой и незаконный оборот оружия.
В 2018 году руководство колонии строгого режима, где отбывал наказание Идигов, обратилось в суд с иском об установлении над ним административного надзора после освобождения. Мотивируя тем, что заключенный вел себя в колонии просто ужасно. Судя по материалам дела, Идигов большую часть срока провел в штрафном изоляторе.
«По характеру груб и дерзок, развязан и циничен, — говорилось в характеристике, выданной Идигову руководством колонии. — Речь засорена лагерным жаргоном. Может допустить хамские выпады по отношению к представителям администрации. Дружеские отношения поддерживает с осужденными отрицательной направленности. Положительно настроенных осужденных открыто презирает. В совершенном преступлении не раскаивается, вину искупить не стремится, наказание считает излишне жестоким. Состоит на профилактическом учете по категории "лидер и активный участник группировок отрицательной направленности"».
Суд удовлетворил иск ФСИН и назначил Идигову три года административного надзора, согласно которому он должен был сидеть дома в ночное время и не покидать место прописки в Грозном. Однако в 2020 году Идигов оказывается не в Грозном, а снова в Москве, где совершает организованной группой серию краж с банковских счетов жителей столицы.
Осенью 2023 года Черемушкинский районный суд вынес ему приговор. Статья, по которой его судили, предусматривает до 10 лет лишения свободы. Однако Идигов по неизвестной причине оказался на свободе уже спустя год и принялся «кошмарить» Васильева, «убеждая» его продать свою долю в квартире.
Пытали?
«21 ноября группа мужчин с монтировками в руках зашли в подъезд, — рассказывают соседи. — Хотели снова взламывать дверь квартиры Васильева. — Он вызвал полицию. И они тоже вызвали полицию, сообщив, что Андрей Анатольевич стреляет в них из ружья "сайга". Возможно, у них был план вскрыть дверь, застрелить его, вложить ему в руки оружие и сказать, что защищались».
На оба вызова приехало несколько десятков полицейских. У Идигова изъяли его нож-финку, а у Васильева ничего не изъяли — ружья так и не нашли. Поняв, что их обманули, полицейские двое суток продержали Идигова с подельником в отделении, а на третий мировой судья приговорил их к штрафу по статье о мелком хулиганстве. И отпустил восвояси. Через три дня «соседи» вернулись к Васильеву, взломали дверь и снова заселились. А меньше чем через месяц, 18 декабря, в квартире разыгралась трагедия, финалом которой стало то, что Васильев насмерть забил Рустама Идигова черенком от лопаты.
«Когда после убийства мы зашли в квартиру и увидели Андрея Анатольевича, то были в шоке, — говорят соседи. — Все его тело было покрыто ссадинами и кровоподтеками. Такое ощущение, что его пытались. Мы сфотографировали все эти синяки».
Андрей Васильев был активным членом московского сообщества «Антирейдер». Он был не в состоянии помочь себе, но консультировал других людей, оказавшихся в подобной ситуации. А их было очень много.
23 декабря в Симоновский суд, где состоялось заседание по избранию Васильеву меры пресечения, поддержать его пришли соседи и соратники по «Антирейдеру». Они пытались донести до суда обстоятельства, в которых жил обвиняемый, давали ему характеристики. Но суд все равно не стал переквалифицировать статью с «Убийства» на превышение пределов самообороны или убийство в состоянии аффекта. Васильева отправили в СИЗО на два месяца.