Как у него это получилось?
Октябрь. ЦСКА только что проиграл четыре матча подряд. А еще недавно громыхнул домашний разгром от «Металлурга». Бывшая команда Ильи Воробьева забросила его новой команде семь безответных шайб. Наставника «армейцев» ждали на пресс-конференцию около часа. Все это время в раздевалке ЦСКА пребывало руководство клуба. А добравшись до журналистов, Илья Петрович не нашел ничего сказать кроме «обтекаем». На какое-то время в воздухе подвисла вероятность отставки специалиста, который принял москвичей прошлой весной.
Декабрь. ЦСКА — самая горячая команда лиги. Начав подниматься с колен в ноябре, в первом месяце зимы «армейцы» стали непобедимы. Они не проигрывают на протяжении уже восьми игр. На этой дистанции подопечные Воробьева засушили «Динамо», а дерби со «Спартаком» выиграли за счет атаки. Повержен оказался и «Локомотив» — с недавних пор один из самых принципиальных соперников «армейцев». А в последнем, на данный момент, матче хоккеисты ЦСКА отгрузили в ворота «Нефтехимика» семь шайб! Как промежуточный итог — уже третье место на Западе.
Но как произошла эта трансформация?
Когда ЦСКА валился в матче с «Металлургом», ключевой была беспомощная игра «армейцев» в меньшинстве. Из семи шайб, что они пропустили, четыре пришлись на неравные составы. Эта картина повторилась и в игре с другой уральской командой: из четырех шайб «Трактор» половину забросил в большинстве. Эта проблема преследовала москвичей первые месяцы чемпионата. Они оборонялись слишком низко, а главное — не организованно. Соперник не только спокойно разыгрывал шайбу на синей линии, но и делал так, что проходили поперечные передачи. Однако теперь именно меньшинство ЦСКА — лучшее в лиге. Глобально Воробьев ничего менять не стал. Скорее правильно настроил игру той низко посаженной четверки, которая стала машиной по блокированию бросков.
Когда не идет игра — плясать нужно от печки. Как и дом стоит начинать стоит с фундамента. Вроде бы прописные истины, но не все им следуют. Вот и ЦСКА образца августа-октября пытался стать яркой атакующей командой, не имея при этом крепкой основы. Отсюда голы, заброшенные скорее за счет индивидуального мастерства, сопровождаемые хаосом на своей половине площадки. И только когда Воробьев оказался в кризисном положении, он словно достал конспекты отца. А как объяснить то, что за целый месяц в 9 из 11 матчей «армейцы» пропускали всего по одной шайбе? Когда-то Петр Ильич Воробьев был адептом оборонительного хоккея. Теперь, пусть и на короткой дистанции, к философии своего родителя обратился Илья Петрович Воробьев. Здесь и сейчас ЦСКА в пятерке наименее пропускаемых команд чемпионата.
Временный переход на сугубо оборонительные рельсы были бы невозможны, не имей ЦСКА на последнем рубеже надежного вратаря. Судя по первым месяцам чемпионата Ивана Просветова таковым нельзя было назвать при всем желании. Голкипер, прибывший из Северной Америки, только эпизодически показывал, за счет чего его держали в основе «Аризоны» и «Колорадо». Нестабильного Просветова подпирал менее опытный Дмитрий Гамзин, что еще больше вносило сумятицу: кто же первый номер ЦСКА? Просветов расставил все точки над i в ноябре. Одержав пять побед в семи матчах с коэффициентом надёжности 1,32, новичок московского клуба была признан лучшим вратарем месяца во всей КХЛ. Без его помощи «армейцы» вряд ли смогли бы обрести стабильность и спокойствие.
Безусловно, главное отличие ЦСКА в октябре и ЦСКА в ноябре — более надежная оборона. И тут надо сказать об адаптации не только Просветова, но и другого пришельца из Северной Америки — Никиты Охотюка. Челябинец проваливал первые месяцы, но со временем стал действовать надежнее. В декабре вроде бы проснулся Денис Гурьянов с его броском. Но не менее существенной причиной пробуксовки всей команды на старте была слабая игра привычных лидеров. Тех, кто остался от легендарного чемпионского костяка. Прежде всего, это касается звена Мамин — Каменев — Окулов. Какое-то время они и вовсе тянули ЦСКА на дно, Воробьев их разбивал и снова собирал. В итоге Каменев провел очень сильный ноябрь, а Мамин серьезно прибавил в декабре.
Впрочем, есть и то, что в игре ЦСКА не меняется. Несмотря на то, что поочередно просыпаются прошлогодние лидеры или сверкают новички, лучшим остается звено Полтапов — Соркин — Абрамов. Именно на их спине ехали «армейцы» в первые месяцы чемпионата. Забивать решающие шайбы этому сочетанию не мешало даже минимальное игровое время и статус формально четвертой тройки. Только они, а также одинокий Исхаков, соответствовали новой концепции ЦСКА, которая предполагала быстрые атаки сходу. Вот и в недавнем матче с «Нефтехимиком» лидер этого звена Виталий Абрамов набрал четыре очка, ворвавшись в топ-10 бомбардиров лиги. Только теперь он с партнерами разрывает еще и в позиционных атаках. И тут, кстати, можно проследить изменения в игре всего ЦСКА. Выстроив фундамент, Воробьев постепенно отпускает вожжи и пытается сделать свою команду разнообразной в нападении. Получится ли у него? Для ответа на этот вопрос есть еще три месяца регулярного чемпионата.