Некрасивые истории с Суперсерии-72.
Суперсерия 1972 года — одно из самых легендарных событий в истории хоккея. Болельщики воспринимали это противостояние исключительно со спортивной точки зрения и были в полном восторге от столкновения сборных СССР и Канады. Но у этого исторического мероприятия был и политический подтекст. Высокопоставленные чиновники были убеждены в том, что команда Советского Союза не имела права ударить в грязь лицом, поскольку для западных коллег она представляла весь советский спорт. Поэтому обсуждения того, стоит ли принимать участие в битве с канадскими профессионалами, продолжались несколько лет. Вероятно, если бы дело имело исключительно спортивный характер и не несло в себе потери политических очков в случае неудачи, организация Суперсерии заняла бы куда меньше времени.
«Аргументов против идеи встреч с профессионалами было куда больше, чем «за». Во-первых, у нас тогда принципиально не признавали профессиональный спорт и все контакты с «профи» были исключены. Во-вторых, наша идеология требовала только побед, а «наверху» доминировало мнение, что дело может кончиться большим конфузом. По линии КГБ высказывались сомнения в благонадежности некоторых хоккеистов: вдруг они соблазнятся баснословными гонорарами и ступят на путь предательства», — говорил исполняющий обязанности заведующего отделением пропаганды Александр Яковлев.
В переговорах участвовали спортивные функционеры, крупные государственные чиновники, руководители КПСС, высокопоставленные дипломаты и даже представители спецслужб. Для СССР ситуация осложнялась тем, что на бумаге явными фаворитами выглядели родоначальники хоккея. Спортсмены из Канады и Советского Союза даже имели абсолютно разный статус. Первые были профессионалами, а вторые — любителями. И пусть по факту в их уровне не было какой-то пропасти, но на психологию и восприятие противостояния эти клише оказывали серьезное влияние. Особенно на людей, которые принимали решение об участии команды СССР в этом событии. Но несмотря на все противоречия, Суперсерия все-таки состоялась. Хоккеистам советской сборной сразу дали понять, что противостояние с канадцами — важнейшее событие в их карьере.
«Проводилась ли идеологическая накрутка? Ну как сказать. К нам приходили представители спорткомитета и ЦК партии, они ничего не говорили прямо, но как бы между делом пробрасывали, что предстоит встреча представителей двух лагерей и надо показать себя достойно. Периодически нам зачитывали вырезки из западной прессы. Мол, приедут русские, которых канадские парни порвут, как тузик грелку. Наверное, таким образом нас подготавливали, настраивали на нужный лад. Но мы и сами прекрасно понимали, куда едем, к кому. А главное — знали, какую страну представляем», — вспоминал Борис Михайлов.
По прибытии в Канаду игроки сборной СССР сами убедились в том, что их встречи с родоначальниками хоккея носили еще и политический подтекст. В первый же день их собрали в холле отеля и объявили о том, что полиция запрещает выходить за пределы коридора от дверей отеля до автобуса. Только на этом участке правоохранители гарантировали их безопасность. Все из-за толпы, которая преследовала советских хоккеистов повсюду. Поэтому полицейские следили за каждым шагом гостей из Советского Союза. Наши хоккеисты не ожидали, что им будет запрещено покидать пределы гостиницы. А перемещались они только по трое человек — для безопасности.
«Националисты и эмигранты из Советского Союза и их дети вели себя безобразно. Караулили у отеля с провокационными плакатами, пытались проникнуть в автобус, на котором мы ездили на матчи и тренировки. Один экстремал сумел забраться в багажный отсек. Открываем люк, чтобы поставить сумки, а оттуда вопль: «Коммуняки, вон из Канады!» Беженцы из Чехословакии тоже подливали масла в огонь, орали про 1968 год и оккупацию Праги. Конечно, слушать такое было неприятно», — вспоминал Борис Михайлов.
Несмотря на давление и сложную психологическую обстановку, игроки сборной СССР смогли проявить себя и оказать достойное сопротивление грозным канадцам. Суперсерия закончилась победой родоначальников хоккея с общим счетом 4:3, но советские хоккеисты удивили весь спортивный мир и имели все шансы на сенсационную победу в историческом противостоянии.