Рассказываем о тверском купце – основателе рыбинского завода «Свобода»
Крестьянин Михаил Павлович Цветов приехал в Рыбинск из тверских лесов и основал лесопильный завод, крупнейший в Рыбинском уезде. На рубеже XIX-XX вв. он успешно торговал лесом в России и за границей. Имел репутацию знатока лесного дела, уважаемого в купеческой среде. Очень любил охоту, пристрастившись к ней еще в тверских лесах. Он из лесу вышел Как часто бывает, корни предпринимательства у Михаила Павловича Цветова уходят в родословную. Он родился в 1856 году в семье карельских крестьян, разбогатевших на торговле лесом, в старообрядческом селе Васютино Весьегонского уезда Тверской губернии, что в верхнем течении Мологи, в 70 верстах от Бежецка.
В этих краях его отец и дядьки слыли самыми состоятельными лесопромышленниками. Читаем «Сборник материалов статистики Тверской области за 1876-й». В тот год рыбинскому Михаилу Цветову еще 20 лет, и делами семьи верховодит его дядя Федор Федорович.
Цветовы с середины XIX века скупают в округе лес и смолу и возят продавать их в Рыбинск.
«Лес, окружающий села Васютино и Заболотье, преимущественно сосновый. Местами лес густ и стар, поражает громадными размерами – из него до сих пор вывозят великолепные мачтовые деревья. Охотнику в здешних лесах и на болотах раздолье, с пустыми руками вернется разве совсем неискусный стрелок. Цветовы – самые значительные лесопромышленники в Замоложском краю. Ведут дело семейно, артельным образом, без договоров и условий. К артели принадлежат братья Цветовы: Алексей, Федор, Михаил и Павел (отец рыбинского Михаила Цветова – прим. ред.). Глава фирмы – Федор, второй брат. Лес покупают ежегодно из казенных дач. И продают его в Рыбинск, куда сплавляют по Мологе. А покупают лес только там, откуда вывозка удобна на Мологу и ее притоки. В год сплавляется около 25 тысяч деревьев, в 1872-м – 36 тысяч. Гонка состоит из 10-15 плотов, в каждом плоту 35-100 деревьев.
Кроме леса, Цветовы закупают у местных 7000 пудов смолы и тоже возят ее в Рыбинск. А из Рыбинска привозят нужный для крестьянина товар. За деньгами местные обращаются к Федору Цветову, который редко отказывает и не требует процента. В 1871 году крестьяне Васютина скинулись и сами открыли школу в нанятом доме, куда вошли 23 мальчика и 7 девочек», — читаем в «Сборнике материалов статистики Тверской области за 1876-й». Вопросами образования своих односельчан занимался и наш Михаил Павлович Цветов, когда разбогател. В родном Васютине он построил начальную школу и старообрядческий молитвенный дом, до сих пор сохранившийся. В соседнем селе Заболотье на его деньги возвели училище и часовню на кладбище. Старания не прошли даром – здесь в 1925-м побывали советские краеведы и с изумлением отметили, как много грамотных среди крестьян.
«Васютино и Заболотье окружены дремучим лесом, далеки от железной дороги и города. На первый взгляд они должны быть наименее культурными. Но они выделяются уровнем культурного развития. В этих селениях много студентов вузов Ленинграда, Москвы, Твери. Одних газет выписывается до 30.
Деревни населены карелами-старообрядцами, имели хороший заработок на лесных заготовках, издавна пользовались школами. Интерес к книге там был велик. Число грамотных в Заболотье в 1925 г. – 42%, а в Васютине – 53%, что значительно превосходит среднюю норму грамотности по району», — пишут исследователи в 1927-м в книге «Верхне-Моложская экспедиция». В Рыбинск, в Рыбинск! Вернемся в конец XIX века к семье тверских лесопромышленников. Братья Цветовы женились, рождались дети. Вскоре амбициозным отпрыскам стало тесно в родных лесах.
Михаил Павлович Цветов вместе с партнером Л.В. Живаго сначала построил огромный лесопильный завод в тверском Калязине, купил усадьбу на станции Малышево Вышневолоцкого уезда – здесь у него были имение и лесные угодья. А потом и вовсе рванул в соседнюю губернию – в Рыбинск. К тому моменту он уже женился на купеческой дочери Евдокии Романовой, которая родила ему сына и четырех дочерей.
Для Михаила Цветова Рыбинск был вторым домом, куда он, наверняка, с детства ездил с отцом. Со временем он поселился в нашем городе окончательно, купил здесь дом. С 1902-го Цветов состоял в рыбинском ссудном комитете по торгово-промышленным кредитам Госбанка. Участники комитета рассматривали прошения предпринимателей и решали, стоит или нет давать им кредиты.
И сам Цветов активно кредитовался в рыбинском Госбанке на суммы, доходившие до 100 тысяч рублей, кредитом пользовался аккуратно и умеренно. От Министерства финансов он имел две золотые медали «За усердие» на Александровской и Станиславской лентах, пожалованные ему в 1907 и 1910 годах.
Наконец 53-летний тверской купец решил основать в Рыбинске бизнес. Цветов купил землю в деревне Мягкое Ивановской волости Рыбинского уезда – здесь располагалась сгоревшая лесопилка петербургского купца Федора Рыбкина. Расскажем о последней немного. В 1902 году она еще значилась в Журнале торговых и промышленных предприятий.
Читаем описание лесопилки Рыбкина: «Лесопильный завод при деревне Мягкой на берегу Волги на землях графа Мусина-Пушкина. Управлял лесопилкой череповецкий мещанин Корнил Милютин. Трудилось там до 80 человек – видимо, зависело от загруженности. Машина – двигатель механический, 35 лошадиных сил. Сумма оборота – 31 тысяча рублей». Но затем пожар разрушил прибыльный бизнес питерца. И за дело взялся Михаил Цветов. В 1909-м он подал прошение в Ярославскую строительную комиссию с просьбой разрешить построить лесопильный завод и мельницу. В апреле 1910-го он еще не начал строиться, о чем узнаем из переписки земства и Ивановского волостного правления. Но год возникновения цветовского завода все же стоит 1910-й: тогда по документам Цветов с братьями построил двухэтажную деревянную лесопилку и кирпичную мельницу.
Управление новым производством Цветов доверил проверенному специалисту. И выписал из Калязина Егора Петровича Поталицына, который там управлял цветовской лесопилкой. Специальное образование имел и бухгалтер. Служащие принимались с 3-4 классами образования. Рабочие в основном были безграмотные.
Уже в 1912-м Михаил Цветов прикупил у казны еще 4 десятины земли на соседнем с лесопилкой участке. Вскоре рядом с заводом появились бассейн для сортировки и бревнотаска. У Цветова было современное оборудование: паровая машина, три лесопильные рамы, обрезные и торцевые станки, маятниковая пила для резки досок. Немало пиломатериала Цветов отправлял за рубеж: в Англию, Германию, Голландию.
К 1914 году лесопилка Цветова – самая крупная в Рыбинском уезде. По числу рабочих – 130 – с ним сравнится лишь завод по соседству, у деревни Тоговщина, принадлежавший крупному АО «Северный русский лес». В целом в уезде в 1914-м числились 12 лесопилок, где трудились 650 человек.
В 1915 году к цветовскому заводу подвели железнодорожную ветку. А после 1917-го лесопилку национализировали и передали Рыбинскому лесопромышленному обществу. Михаил Цветов с семьей уехал в Тверскую губернию, вернулся в имение Малышево. Но и это его имущество конфисковала новая власть – в его усадьбе расположили больницу.
Тогда он нашел приют у дочери Веры в Максатихе. Он скончался в 1921 году, его похоронили в Заболотье, недалеко от часовни, построенной на его деньги. В Максатихе и сейчас живут его правнуки. А в Рыбинске до сих пор работает завод, основанный Михаилом Цветовым, выпуская двери и мебель.