Велика любовь нашего народа к святителю Николаю Мирликийскому – об этом свидетельствует множество посвященных ему храмов, раскинувшихся по всем концам Русской земли, большое число почитаемых икон святого Николая. Есть среди них очень необычные – например, ростовые резные образы, такие как скульптурное изображение «Никола Можайский». Его особенностью являются распростертые руки угодника Божия, в одной из которых он держит меч, а в другой – город или храм. К такому образцу относится и изображение из древнего города Перемышля, которое почиталось местными жителями и в годы государственного атеизма, а в разгар гонений чудом сохранилось и смогло пережить храм, в котором сохранялось на протяжении долгого времени. Что можно сказать о происхождении этого образа, что удалось сохранить, несмотря на прошедшее время и тяжелые перипетии, а что оказалось утрачено навсегда?
В течение нескольких столетий широкой известностью пользовалась деревянная рельефная икона святителя Николая, находившаяся в сооруженном в начале ХVI века Успенском соборе города Перемышля Калужской губернии. Именно так традиционно воспринимали скульптурное изображение Николы Можайского, помещенное в киот и скрытое под металлическим окладом и облачением из дорогих тканей.
Перемышльскую икону почитали как чудотворную и вплоть до 1929 года летом носили с молебнами на поля с молитвой об урожае.
В 1930 году резной образ Николы Можайского увезли из Перемышля и передали в государственный музей. Ныне он хранится в Калужском областном художественном музее. Скульптура чудом уцелела, хотя не обошлось и без утрат: не сохранились меч в правой руке и модель города или храма – в левой (ходили слухи, что они исчезли при изготовлении киота-футляра для ношения в крестных ходах), нимб, ступни (существующие изготовлены недавно), первоначальный киот. Реставрацию в начале 1960-х годов производил опытный московский мастер Ф.А. Модоров, вернувший изваянию в целом изначальный вид, но, разумеется, не восстановивший утраченные детали.
Ныне оно известно как один из лучших образцов русской художественной резьбы XVI века.
Фигура святителя, выполненная из трёх соединённых между собой досок-брусков, с тыльной стороны имеет прямоугольные углубления для крепления в киоте. Голова вырезана из отдельной широкой и толстой пластины и с телом соединялась посредством массивного шипа, – соединялась подвижно, так что при движении голова слегка покачивалась, отчего вся фигура как бы «оживала».
Рельеф довольно высокий, но уплощенного характера. С лицевой стороны изваяние украшено многоцветной раскраской – полихромией. Роспись выполнена по тонкому левкасу, что сближает образ с привычной живописной иконой.
В целом данное изображение может быть охарактеризовано как вариативное воспроизведение датируемого XIV веком знаменитого оригинала – деревянной скульптуры Николы Можайского, с которой связаны представления о воздействии на русскую деревянную пластику романского стиля.
Исследование иконографии показывает, что автор изваяния взял за основу образ Николы Зарайского, известный в иконописи с XIII века. Оставалось лишь ввести атрибуты защитника Можайска, что вскоре и было сделано: длинный меч клинком вверх в правой руке, в левой – условное изображение города.
…Не обнаружено ни одного резного изображения XV–XVII веков, которое можно признать идентичным можайскому оригиналу. В его воспроизведениях сохраняется лишь общая типологическая схема – всё остальное существенно варьируется.
Таково же и происходящее из Перемышля резное изваяние Николы Можайского. Это – произведение новой эпохи, когда предпочтение стало отдаваться гладкой поверхности рельефа и почти иконописной по своему характеру полихромии: сам рельеф имеет обобщенный характер, детали лица не прорабатываются резцом, а выявляются средствами живописи. То же касается и фактуры епископского облачения: зелёного подризника, золотистых епитрахили, палицы, фелони, полиставрия, декоративного белого с крупными коричневыми крестами омофора.
Голова святителя, с удлиненным овалом лица и объемно-рельефной трактовкой, производит сильное впечатление, как и вся торжественно монументальная фигура в подчеркнуто фронтальной позе.
В общем характере скульптуры сказываются черты русского художественного стиля начала XVI века.
В своеобразной «недосказанности» перемышльского изваяния, надо подчеркнуть, заключена большая художественная выразительность, тактично усиливаемая полихромией. Столь утончённые произведения деревянной скульптуры, мало похожие на северную народную резьбу, могли выйти, скорее всего, из московских мастерских, и предположения о причастности к их созданию местных резчиков представляются беспочвенными.
Возникновение в начале XVI века такой своеобразной серии скульптурных фигур, разошедшейся по городам московского княжества, по-видимому, надо связать с одновременно фиксируемым перенесением в Москву местных святынь, а в конечном итоге – с реализацией единой политической программы объединения земель в руках Великого князя Московского.
Перемышльское княжество существовало уже в XIV веке. В 1493 году Перемышль, до того времени пребывавший под властью Лит вы, отошёл к Москве. На старом городище в XVI веке вырос четырёхстолпный Успенский собор, где и находилось это изваяние Николы Можайского.
Оно должно было иметь киот, может быть, типологически схожий с описанным в Можайске в писцовых книгах 1596-1598 годов: «Образ чудотворной Николы чудотворца стоячий на рези в киоте с деяньем, киот обложен серебром, венцы и поля позолочены; у Николы чудотворца венец золот чеканной, а в венце пять репьев золотых, в верхнем репье камень изумруд зелен, по сторонам в репьях два лала червчаты, да в нижнем репье камень изумруд зелен, а с другой стороны камень зелен же плохой, да в репьях же по четыре жемчуги, да у Николы ж чудотворца в правой руке меч, а в левой руке град Можаеск обложен серебром басмян позолочен». Полихромное изваяние с ювелирными украшениями было помещено в киот «с деяньем» – житийными сценами.
Однако в XVI веке существовали расписные киоты с фигурой Николы Можайского и другого варианта: складень начала XVI века из Хотеновского монастыря в Новгороде имеет створки с изображениями в медальонах Христа и Богоматери и фигурами святых воинов; на створках складня из Никольской церкви в селе Волосове близ Каргополя помещены подобные же медальоны, а также изображения в рост святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Трудно сказать, как именно выглядел киот из Перемышля, поскольку его описание отсутствует, а приведенные аналогии, конечно, могут дать лишь самое общее о нём представление.
Перемышльское резное изваяние Николы Можайского является не только чтимым образом, но и одним из самых замечательных произведений средневековой русской скульптуры.
Утрата ряда его деталей (атрибутов, находившихся в руках святителя) остается печальной, но непреложной действительностью, с которой смирились ещё в пору пребывания святыни в перемышльском соборе. Так что вряд ли могут принести какую-либо пользу те или иные «восполнения» фигуры, обречённые в сложившейся ситуации оставаться всецело произвольными.
В. ПУЦКО
Цитируется по публикации газеты «Наша вера»
(Калужская митрополия)