Главными действующими лицами войны на Тихом океане были авианосцы. Поэтому закономерно, что символом поражения Японии в этом конфликте стала гибель ее авианосца «Унрю», произошедшая 19 декабря 1944 года. Причем отправлен на дно этот гигант был, казалось бы, не самым грозным противником.
К началу Второй мировой войны Япония располагала шестью прекрасными ударными авианосцами, а также тремя легкими авианосными кораблями. Учитывая, что все они были сосредоточены в одном месте, в то время как семь авианосцев США находились в разных частях двух океанов, японцы к моменту нападения на Перл-Харбор обладали самыми мощными авианосными силами в Тихом океане.
[embed]https://profile.ru/military/odin-shans-na-million-kak-byl-un...[/embed]
Так продолжалось до июня 1942-го, пока не произошла Битва за Мидуэй, в которой Япония потеряла сразу четыре авианосца. От этого поражения Япония так и не оправилась, хотя и отчаянно пыталась возместить потери.
Первым японским авианосцем, созданным в военное время, стал «Тайхо» («Феникс») – 34.600-тонный корабль, строительство которого началось в июле 1941-го и закончилось в марте 1944-го. Это был отличный корабль – хорошо защищенный броней и быстрый. Но прослужил он лишь три месяца, погибнув в июне 1944-го во время сражения у Марианских островов.
Хотя проект «Тайхо» считался удачным, японцы не смогли построить больше ни одного корабля этого типа. На смену ему был выбран проект авианосцев типа «Унрю» («Дракон в облаках») – модификация погибшего у Мидуэя авианосца «Сорю». Стандартное водоизмещение таких кораблей чуть превышало 22 тыс. тонн при проектной скорости в 34 узла. Программа 1942 года предусматривала закладку семи таких авианосцев (заложено было шесть). К августу 1944-го в строй вошли «Унрю» и его собрат «Амаги», а в ноябре третий авианосец этого типа – «Кацураге».
[embed]https://profile.ru/military/troih-odnim-udarom-samaya-razrus...[/embed]
Хотя «Унрю» и «Амаги» были сразу подчинены командующему авианосным соединением адмиралу Одзаве, этот была лишь формальность. В то время у Японии еще были авианосцы, но из-за нехватки самолетов и обученных пилотов их авиагруппы оставались неукомплектованными. Поэтому, когда в октябре 1944-го соединение Одзавы отправилось к Филиппинам, чтобы участвовать в Битве в заливе Лейте, новых авианосцев в ее составе не было. Командование ВМС Японии решило не отправлять их на убой, как старые корабли Одзавы, которым предстояло погибнуть, отвлекая на себя авианосцы США, чтобы дать японским линкорам возможность нанести решающий удар по американскому десанту в Лейте.
Результатом этого самоубийственного похода стала гибель трех легких авианосцев и «Дзуйкаку» – прославленного авианосца-ветерана, последнего уцелевшего из тех, кто атаковал Перл-Харбор в 1941 году. Когда же остатки соединения Одзавы прибыли на базу, они уже ни в коей мере не напоминали старый авианосный флот, с которым Япония начинала войну. 15 ноября 1944-го соединение было расформировано, что фактически означало конец японской палубной авиации.
После расформирования соединения Одзавы «Унрю», «Амаги» и вошедший в строй «Кацураги» все еще не привлекались к боевым действиям. Для них не было топлива, самолетов и пилотов из-за набиравшей обороты кампании камикадзе на Филиппинах. Вдобавок произошедшая незадолго до того гибель «Синано» – переделанного из линкора в суперавианосец, заставляла всерьез воспринимать угрозу, исходящую от американских подлодок. В итоге передвижения новых авианосцев были ограничены короткими переходами в пределах Внутреннего моря Японии.
Казалось бы, «Унрю» и его собратьям было суждено находиться там до самого конца войны. Но все изменилось 13 декабря, когда поступило сообщение с Филиппин: в море Суллу замечен большой вражеский флот, движущийся к Маниле. Предположив, что американцы готовятся вторгнуться на главный филиппинский остров Лусон, японцы поспешили отправить туда подкрепление. Для этой миссии были выбраны «Унрю» и бывший учебный авианосец «Рюхо».
В тот же день на «Унрю» доставили новое секретное японское оружие – 30 управляемых самолето-снарядов «Ока», которые должны были пилотировать камикадзе, а также множество различной техники: артиллерию, десантные баржи, боеприпасы, грузовики. Кроме того, на борт погрузились армейские части, что увеличило число людей на «Унрю» до 1500 человек (по другим данным, их было даже больше).
[caption id="attachment_1636268" align="aligncenter" width="1200"] Yokosuka MXY-8 Ohka (Ока)[/caption]
Тем временем японская разведка сообщила, что американцы начали высадку не на Лусоне, а на острове Миндоро. Это позволило японцам выдохнуть и пересмотреть сроки доставки подкреплений на Филиппины. В результате было решено отправить туда только «Унрю», в то время как «Рюхо» предстояло ждать очередной партии «Ока».
Утром 17 декабря 1944-го «Унрю» под командованием капитана 1-го ранга Кониси Канаме в сопровождении трех эсминцев вышел из Куре. Чтобы избежать встречи с вражескими подлодками, Канаме не пошел проливом Бунга. Вместо этого он повернул на запад, решив покинуть внутренние воды Японии через пролив Симоносеки, а затем, взяв курс на юг, идти в зону боевых действий через Восточно-Китайское море.
На следующий день авианосец с эскортом успешно вышел в Цусимский пролив, но затем они попали в зону тайфуна, который задержал их продвижение на юг. Однако в итоге это природное явление сыграло на руку японцам: Третий флот США адмирала Хэлси, находившийся к востоку от Лусона, оказался в центре тайфуна, который потопил три американских эсминца и повредил много других кораблей. Поэтому Хелси было не до «Унрю». Но после этого фортуна от японцев отвернулась.
Командующий подводными силами США на Тихом океане адмирал Локвуд хорошо понимал, насколько важны для Японии судоходные маршруты между Манилой и Токио. Стремясь их перерезать, он отправлял туда как можно больше субмарин – как «волчьими стаями», так и поодиночке. Одной из них была лодка «Редфиш» Луиса Макгрегора.
[embed]https://profile.ru/military/boj-v-prolive-surigao-kak-srazha...[/embed]
В декабре 1944-го эта представительница многочисленного типа Балао совершала всего лишь второй боевой поход в своей карьере, но именно он ее и прославил. Макгрегор был опытным подводником. Командуя ранее лодкой «Пайк», он успешно атаковал японские конвои и продолжил делать это на «Редфиш».
7 декабря Локвуд, получив сведения о возвращавшейся в Японию из Манилы японской эскадре, развернул на ее пути «волчью стаю». Следующим вечером лодки обнаружили противника, атаковав и торпедировав авианосец «Дзюнъё». Считается, что это сделала «Редфиш». Впрочем, настоящим триумфом для Макгрегора это не стало, поскольку поврежденный «Дзюнъё» смог добраться до базы.
«Редфиш» продолжила охоту у китайского побережья, но встречала только рыбаков и японские госпитальные суда. Вечером 18 декабря Макгрегор ушел на север, где занял позицию на маршруте, которым обычно пользовались японские ВМС. Локвуд предупредил его о том, что, по данным радиоразведки, «важное вражеское соединение» движется на юг.
Макгрегор сомневался, что поиск будет успешным, так как уже несколько дней сильно штормило. Но после полудня 19 декабря шторм начал стихать, а в 13:36 на «Редфиш» заметили японский самолет. Его появление говорило о том, что враг близко. Лодка немедленно погрузилась, Макгрегор поднял перископ и в 16:24 разглядел мачты, которые спустя три минуты превратились в три эсминца и авианосец. Это был «Унрю».
Подлодка сближалась с ними на полной скорости. Но Канаме сам облегчил ей задачу, когда, идя зигзагом, повернул прямо на «Редфиш». В итоге та оказалась в идеальном положении для стрельбы и в 16:35 почти в упор выпустила в «Унрю» четыре торпеды. Канаме их увидел и виртуозно уклонился от трех, но четвертая попала под мостик авианосца, лишив его хода.
[embed]https://profile.ru/military/tragediya-suec-maru-kak-bylo-sov...[/embed]
Оставалось лишь добить подранка из кормовых торпедных аппаратов. Но в этот момент Макгрегора подвела «жадность». Один из эсминцев проходил за кормой «Редфиш», будто специально подставляясь под удар. В результате, вместо того чтобы добить «Унрю», который держался на плаву, «Редфиш» опустошила аппараты в эсминец. И промахнулась!
После этого команда «Редфиш» принялась лихорадочно перезаряжать торпедные аппараты, в то время как экипаж «Унрю» отчаянно пытался оживить двигатели своего корабля. Макгрегор проявил незаурядное мужество: проклиная себя за поспешный выстрел, он не увел лодку на глубину и не опустил перископ, хотя рядом кружили жаждущие его крови эсминцы.
Морякам «Унрю» удалось запустить двигатели авианосца, но и на «Редфиш» успели перезарядить один из торпедных аппаратов. В 16:49 Макгрегор выпустил торпеду, поразившую цель. После этого он увидел, как «огромные клубы дыма, пламени и обломков поднялись в воздух, полностью окутав авианосец». Тогда командир субмарины сделал через перископ три снимка гибнущего «Унрю».
Попадание торпеды вызвало на авианосце детонацию самолето-снарядов и загруженных боеприпасов, ставшую причиной сильного взрыва, разрушившего носовую часть «Унрю» и унесшего жизни многих моряков. Через несколько минут корабль сильно накренился, и тогда Канаме приказал всем уцелевшим покинуть его. Но артиллеристы отказались оставить свои посты, продолжая вести огонь по перископу до самого конца. В 16:56 крен увеличился до 90 градусов и «Унрю» быстро затонул. Вместе с ним погибли более тысячи человек, включая Канаме; выжили лишь 146.
[caption id="attachment_1636270" align="aligncenter" width="1200"] Подлодка "Редфиш" после войны[/caption]
После этого эсминцы устроили уже погрузившейся лодке настоящий ад, бомбя ее два часа. Взрывы глубинных бомб серьезно повредили «Редфиш», но она все же уцелела и сумела добраться до базы. В походы эта субмарина больше не ходила, а после окончания войны сделала карьеру в Голливуде, снявшись в ряде фильмов, включая «Идти тихо, идти глубоко». Макрегор был награжден Военно-морским крестом, войдя в историю как подводник, который сумел не только торпедировать два авианосца за десять дней, но и потопить последний авианосец на Тихом океане во время Второй мировой.