Геннадий был готов на все для победы.
«Хорошо, что судьба свела меня с ЦСКА. Здесь собраны не только большие мастера, но и самобытные, яркие личности. Пусть у знаменитых армейских хоккеистов сложные и нелегкие характеры (иногда нашим тренерам можно посочувствовать), но это, как правило, люди волевые, мужественные, умеющие добиваться своего».
Эта цитата Валерия Харламова идеально описывает легенду московских армейцев Геннадия Цыганкова. В карьере двукратного олимпийского чемпиона не было ни единого случая, в результате которого его можно было бы обвинить в малодушии или трусости. Прославленный защитник всегда был настоящим примером самоотверженности и храбрости. Он без размышлений бросался под любой бросок и не задумывался о своем здоровье. А интересы команды Геннадий ставил выше собственных.
Один из многочисленных подвигов нашего героя произошел на Олимпиаде в Инсбруке. В матче между сборными СССР и Чехословакии решалась судьба золотых медалей. После первой двадцатиминутки советская сборная уступала со счетом 0:2. Все бы ничего, но в середине второго периода на скамейку штрафников отправились сразу два наших хоккеиста — Виктор Жлуктов и Сергей Бабинов. Игроки чехословацкой сборной могли окончательно решить исход встречи и не оставить нашим парням ни единого шанса. Главный тренер сборной СССР Борис Кулагин выпустил на лед тройку обороняющихся в лице Геннадия Цыганкова, Владимира Шадрина и Юрия Ляпкина. И они сотворили чудо — самоотверженно отбиваясь на протяжении 2 минут, эта троица едва не теряла сознание от усталости, но все-таки выстояла и не пропустила. В итоге матч закончился победой советской команды, которая вдохновилась подвигом товарищей и перевернула ход встречи.
«О физической силе Цыганкова ходили легенды. Прекрасно помню, как в одной из первых совместных поездок увидел его в гостиничном номере раздетым до плавок. Невольно сравнил с собой, и мне показалось, что я ровно вдвое меньше. У него было роскошное телосложение. Настоящий русский богатырь. Но в игре никогда не применял всю мощь своих мускулов против слабых, только если рядом был равный по силе соперник. Типичная, кстати, черта сказочных русских богатырей», — рассказывал Вячеслав Фетисов.
Удивительный факт, доказывающий уникальность здоровья героя этого текста — Цыганков получил девять сотрясений за карьеру, но все равно продолжал играть. В советское время травмы подобного рода еще не были изучены, поэтому на них толком не обращали внимания. А сам защитник не был склонен долго сидеть в лазарете и выходил оттуда при первой же возможности. За сумасшедшую работоспособность и богатырское здоровье партнеры даже прозвали его Мазандаранским Тигром.
В период игры за ЦСКА Цыганков отметился поистине героическим поступком. Он ярко характеризует его личность, в основе которой лежали коллективизм, умение жертвовать собой во имя общей цели и мужской стержень, помогавший защитнику терпеть невероятную боль. Армейцам предстояло провести несколько важнейших матчей. Аккурат перед ними Геннадий сильно повредил ногу и подозревал, что получил либо перелом, либо трещину. Понимая, что замены ему нет, оборонец терпел и испытывал сильнейшие страдания. Но не показывал виду, чтобы врач и тренерский штаб ничего не заподозрили.
«Цыганков не пропустил ни одного матча, хотя потихоньку жаловался соседу по комнате, но не врачу, на боль в ноге. Потом выяснилось, почему Гена не шел к врачу: знал, что доктор отправит его в госпиталь и команда останется в трудном положении — у Геннадия была трещина в кости ноги. А ведь есть и иные хоккеисты, которые при малейшей боли, при элементарном ушибе мчатся к врачам. А кто-то в это время грудью прикрывает ворота после разящего броска соперника, кто-то принимает на себя со свистом летящую шайбу, закрывая вратаря», — восхищался героизмом своего партнера Валерия Харламов.