До революции императорская семья Романовых была владельцем одной из самых больших в мире коллекций ювелирных украшений. Большинство специалистов и директор музея Эрмитаж Михаил Пиотровский уверены, что до 80% ценностей, принадлежащих не только Романовым, но и русскому народу оказались вывезены за рубеж.
Однако и то, что осталось, представляет собой великое наследие. Глава ювелирного отдела «Сотбис» Дэвид Беннет на вопрос, что поразило более всего, он ответил, драгоценности русских царей, представленные в Кремле.
В 20-х годах ХХ века известный академик Ферсмана провел учет ювелирной коллекции дома Романовых. В официальный каталог он внес 800 уникальных предметов, после революции, выставленных в московском Колонном зале. На сегодняшний момент на кремлевской выставке Алмазного фонда представлена сотня изделий, а остальные изделия, в том числе десятки царских диадем, венчальная корона Романовых и прочие ценности были вывезены за границу.
Из полсотни яиц Фаберже, сделанных специально для императорской семьи, в музее осталось 10. Архивные документы, касающиеся этого вопроса, утеряны или уничтожены. Также неизвестна судьба императорской мебели, дворцового фарфора, книг, икон, гобеленов.
Захватившим власть большевикам требовалась валюта, за которую они смогли бы покупать за границей продовольствие. Одним из источников финансирования молодой республики стали сокровища Романовых и всей России. Для учета и реализации ценностей на Западе был создан Госхран, который и сбывал драгоценности на берлинских аукционах. Помимо закупки зерна, полученные средства направлялись на нужды Коминтерна и распространения революции по миру.
Наибольшую огласку получил скандал, связанный с гражданином США журналистом Джоном Ридом. Американец был сторонником коммунистических идей и его задержали на границе с чемоданом, в котором находились драгоценные камни из императорской коллекции. Оказалось, что ценности ему выдали в Москве и предназначались они для финансирования революционного движения в Америке. Впоследствии Рида обменяли на нескольких задержанных большевиками профессоров.
Позднее стране понадобились деньги на индустриализацию. Для покупки станков и тракторов также стали использовать культурное наследие России. Показателен случай с министром финансов США Эндрю Меллоном, который любил живопись. Министр за $7 млн купил у правительства СССР 21 полотно Рафаэля, Ван Дейка и других старых европейских художников. Сегодня эти картины — гордость американской Национальной галереи искусств. В одном из частных музеев Вашингтона собрана коллекция ювелирных украшений, принадлежащих Екатерине Великой, несколько яиц Фаберже и венчальная корона Романовых, украшенная бриллиантами.
В европейских музеях русское искусство практически не представлено, большая часть ценностей сконцентрирована в частных собраниях. Много картин и книг смогли вернуть в СССР доктор искусствоведения Зильберштейн и руководитель Русского музея Пушкарев. Во время своих визитов в Европу они встречались с представителями эмиграции, которые и передавали некоторые ценности. Один только Зильбенштейн передал государству более 2000 картин и рисунков.
После развала СССР многие когда-то вывезенные ценности вернулись в Россию. Частные лица приобрели на «Сотбис» сотни вещей, а среди них 9 императорских пасхальных яиц, картинное собрание Вишневской – Ростроповича и многое другое.