Для того, чтобы стать в СССР должником по ЖКХ, требовалось сильно постараться: доля платы за «коммуналку» в общей сумме семейных затрат была сравнительно небольшой.
Январский декрет 1921 года, подписанный Лениным, полностью освобождал от платы за электроэнергию, воду, газ, канализацию и даже пользование банями инвалидов войны и труда, а также сотрудников государственных и бюджетных предприятий (вместе с иждивенцами). Ничего не платили за «коммуналку» вдовы, дети и родители красноармейцев, военных моряков.
Через год эти льготы отменили постановлением Совнаркома РСФСР. Но ввели новые – к примеру, рабочим в летнее время предоставлялась скидка на пользование водой и электричеством, тогда как для нэпманов, «нетрудовых элементов», представителей свободных профессий устанавливались максимальные ставки на квартплату.
В последующих постановлениях ВЦИК и Совнаркома, принимавшихся в 20-х годах, количество категорий льготников по оплате услуг ЖКХ увеличивалось и достигло свыше десятка – тут были и бывшие политзаключенные, и ученые, и ответственные партработники, и некоторые представители творческой интеллигенции…
Подобные послабления продолжали время от времени вводить вплоть до распада СССР.
По данным Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, в 1958 году соотношение стоимости жилищно-коммунальных услуг и денежного дохода граждан выглядело таким образом. Самый большой «коммунальный» процент к доходу был у врачей: при среднегодовой зарплате в 27 тысяч 791 рубль медик платил за «коммуналку» в год 929 рублей (3%). Меньше всего тратились на услуги ЖКХ колхозники – у них и зарплата была самая низкая в сравнении с остальными категориями, приведенными в сводной таблице ЦСУ (среднегодовая – 14 тысяч 180 рублей), да еще и многие коммунальные удобства (канализация, газ и т.д.) часто попросту отсутствовали. Крестьянин, имея вышеназванный среднегодовой доход, платил за услуги ЖКХ 183 рубля (1,3% от общей суммы заработанного).
Для сравнения: по Постановлению Правительства РФ № 541 от 29 августа 2005 года, современный общефедеральный максимальный показатель процентного соотношения семейного дохода и платы за «коммуналку» – 22%.[С-BLOCK]
В мае 1938 года Совнарком РСФСР принял постановление, утверждавшее размер пени за просрочку арендной и квартирной платы и платежей по ЖКХ. Пеней было две – для физлиц и госорганизаций. Ответственному квартиросъемщику за каждый день просрочки начисляли 0,1 % от суммы платежа в день, организации – 0,05 %.
Многие современные юристы считают данное постановление простым и прозрачным по способу начисления пени — эта система не зависела от ставок, отличалась стабильностью – взяв 0,1 %, не составляло труда вычислить размер задолженности – как самому должнику, так и взыскателю.
Кроме того, по постановлению СНК договор найма (аренды) помещения не должен был содержать указания на иной размер пени или же штрафа – санкций, грозящих нанимателю (арендатору) в случае неисполнения им обязанностей по уплате соответствующих сумм. Закон был един для всех субъектов РСФСР, что исключало злоупотребления «на местах» – за самоуправство при введении иных способов наказания для неплательщиков могли привлечь к ответственности.
Примечательно, что вышеназванное постановление СНК РСФСР было одним из самых долгодействующих нормативных-правовых актов России XX – XXI веков – оно работало почти 82 года, пока не было отменено постановлением Правительства РФ № 7 в январе текущего года.
… Проблема неплатежей за услуги ЖКХ в СССР не являлась общегосударственной сразу по трем причинам. Во-первых, плата за «коммуналку» по сути была символической, и ее могли себе позволить даже сравнительно малообеспеченные категории советских граждан. Во-вторых, в Советском Союзе фактически не существовало проблемы безработицы, напротив, работать были обязаны все, кому позволял возраст и здоровье, а за тунеядство привлекали к уголовной ответственности. В-третьих, за нарушение социалистической законности (а неуплата за ЖКУ таковым являлась) могли как следует проработать на собрании по месту работы и в итоге понизить в должности с сокращением зарплаты.