Юность артиста прошла в исправительных лагерях, где он едва не умер от истощения. Но именно в ссылке Петр Вельяминов сделал первые шаги к актерству. В 45 он сыграл Захара Большакова в картине «Тени исчезают в полдень», что одновременно прославило его на весь СССР и разрушило семью.
Юность артиста прошла в исправительных лагерях, где он едва не умер от истощения. Но именно в ссылке Петр Вельяминов сделал первые шаги к актерству. В 45 он сыграл Захара Большакова в картине «Тени исчезают в полдень», что одновременно прославило его на весь СССР и разрушило семью.
7 декабря 1926-го в семье потомственного дворянина родился Петр Вельяминов. Принадлежность к аристократии не помогла, а помешала будущему артисту, дав лишний повод подозревать его в участии в деятельности антисоветских организаций. На девять лет юношу отправили на Урал в исправительно-трудовой лагерь. Нечеловеческие условия ссылки не ожесточили Вельяминова, кроме того, именно заключенные стали его первыми учителями актерского мастерства.
После освобождения трудности не закончились: дальше начался долгий путь к признанию, поиски настоящей любви и борьба за хрупкое здоровье. Почему же главную женщину в своей жизни артист нашел только после 50? И что разрушило отношения звезды ленты «Тени исчезают в полдень» с двумя дочерьми?
История династии Вельяминовых берет начало в XI веке, с потомков племянника норвежского правителя Хокона II, а в 2027 году старинному боярскому роду исполнится 1000 лет. Несмотря на верную службу в рядах Красной Армии, отца будущего актера Сергея Петровича не простили за «голубую кровь»: дважды его репрессировали, а реабилитировали только в 1956-м. Арестам подверглись и другие родственники аристократа. Так, самого Петра Вельяминова задержали на улице и привезли на Лубянку в 16. Провинился юноша лишь тем, что был вхож в дом соседа по лестничной клетке, которого подозревали в предательстве советской власти.
Поначалу парень не слишком волновался: объяснив, что просто ухаживал за соседской дочкой и ничем антиправительственным не занимался, он надеялся на справедливость органов. Несколько допросов доказали обратное — слова Вельяминова не имели веса, следствие проводилось «для галочки», ведь решение было принято заранее. «Изменщика Родины» приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей по 58-й статье — «за участие в антисоветской организации «Возрождение России».
«Я — счастливый человек, потому что тяжелая ситуация не сломила меня. До 50-х годов в лагерях не было разделения на уголовников, дезертиров и политических. Но так получилось, что рядом со мной всегда оказывался человек, который меня спасал».
Петр Вельяминов
А спасать было от чего: разлученный с родителями, которые в свою очередь отправились в ссылку, парень увядал от отсутствия вестей, недоедания и тяжелого труда на строительстве гидролизного завода на Урале. Вельяминов похудел до 47 килограммов, и его отправили в лазарет. Начальница больницы оказалась москвичкой, а потом выяснилось, что ее дочка училась с Петром в одной школе. Добросердечная женщина сделала все, чтобы юноша выжил.
Затем Вельяминова перевели в Краснотурьинск, где он трудился на лесосплаве бригадиром плотников. Вскоре Петр нашел отдушину в занятиях самодеятельностью. «Нормировщик, который «держал» в лагере весь механический завод, говорил мне: «Ну, чего ты пойдешь в этот джаз? Песенки петь «До свиданья, мама, не горюй»? Занимайся этой профессией, и будешь сыт и пьян». Но я ушел в оркестр, который сопровождал заключенных на работу, играл на барабане. Музыкальное образование имелось — четыре года по классу скрипки», — делился артист.
Его учителями стали товарищи по несчастью: профессиональные актеры, жизнь которым сломала советская власть. Вместе с ними Петр читал перед другими заключенными и начальством стихи и играл в сценках, ведь за особо удачные выступления могли скостить срок: день считался за три. В итоге Вельяминов вышел на свободу спустя девять лет существования в нечеловеческих условиях лагеря. Но вернуться в Москву он не мог из-за функционировавшего тогда паспортного режима. Мужчина уехал в Абакан, где сначала пришлось работать на лесоповале, а уж потом чудом удалось попасть в труппу местного театра.
Вельяминов кочевал по театрам: Тюмень, Дзержинск, Пермь, Чебоксары. Он был абсолютно независимым человеком, и как только с очередным худруком возникали творческие разногласия — тут же увольнялся и переезжал в новый город. В начале 70-х в Свердловске режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков увидели Петра на сцене в пьесе «Кандидат партии», сплошь состоявшей из политических лозунгов.
«Петр Вельяминов, игравший главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза», — вспоминал Усков.
Так бывший узник лагерей получил роль председателя колхоза Захара Большакова в сериале «Тени исчезают в полдень». С одобрения КГБ актеру и двум режиссерам разрешили поехать в Париж с премьерным показом. Если за границей картину приняли тепло, то на Родине фильм и вовсе прозвали «народным телероманом»: зрители были в восторге от истории сибирской деревни, отразившей судьбу всей России за семь десятилетий XX века.
Громкий успех позволил изгнаннику вернуться в Москву и вступить в ряды артистов «Современника». Правда, в 70-е времени на постановки почти не хватало, ведь режиссеры один за другим предлагали актеру роли в кино. Ключевого персонажа он исполнил в ленте «Командир счастливой «Щуки», затем стартовали съемки «Вечного зова», где Петр перевоплотился в Поликарпа Кружилина. В дальнейшем Вельяминов неоднократно создавал на экране образ патриота и образцового советского гражданина, но легко ли ему было играть коммунистов после девяти лет лагерей?
«Меня наградила «Академия проблем безопасности обороны и правопорядка». Как говорится, сначала посадили, а потом наградили. А среди коммунистов я встречал разных людей. Одни были подлецами, другие — высокоморальными людьми. Мне чаще попадались последние. Поэтому и в кино создавал то, во что верил, — рассуждал артист. — И мысли не было, что идем неверным путем. Однако я никогда не вступал в партию. Не хотел сам, да меня бы и не приняли... А партийная принадлежность Кружилина из «Вечного зова» меня не волновала. Чувство собственного достоинства Кружилина, его порядочность давали мне право играть этого человека».
Хотя актер так и не получил профессионального образования, это не помешало ему сыграть десятки ярких персонажей в кино и получить звание народного артиста РСФСР. В конце 80-х коренной москвич неожиданно перебрался в Санкт-Петербург, где в дальнейшем служил в Театре комедии и преподавал. Причина переезда была сугубо личной — любовь...
«Женщинам он нравился до умопомрачения! Если собиралась большая компания, и в ней был Петя, можно было быть уверенным, что он уйдет не один», — так характеризовал Вельяминова Валерий Усков.
Теорию режиссера подтверждал тот факт, что актер был женат пять раз. В 27 артист впервые связал себя узами брака с коллегой по Омскому драмтеатру Людмилой Нюхаловой. Несмотря на рождение дочки Кати, союз продержался всего пару лет. Вероятно, главной причиной разрыва стала любовь Вельяминова к переездам: в отличие от супруга, Нюхалова не хотела вести кочевой образ жизни и менять место работы.
Следующую жену Петр Сергеевич встретил в Дзержинске. Галина Гришина подарила ему сына Сергея и дочку Иру, вот только воспитанием детей актеру было некогда заниматься. За первые пять лет брака он успел поработать в Чебоксарах, Иваново, Перми и Свердловске, а затем приглашение в «Тени исчезают в полдень» открыло дорогу в столицу. Но к этому моменту отношения в семье настолько испортились, что Галина отказалась ехать с мужем в Москву. Выход из ситуации супруги выбрали нетрадиционный: развелись и «поделили» наследников — Ирина осталась с мамой, а Сережа — с папой.
Актер с сыном ютились в комнате в общежитии, пока за роль в «Вечном зове» Вельяминову не дали квартиру. При этом в Москве он находился нелегально вплоть до реабилитации 1984-го… Впрочем, это положение уже не влияло ни на работу, ни на личную жизнь артиста. В новых апартаментах поселилось четыре человека: Петр Сергеевич женился на актрисе Галине Добровольской и взял к себе ее дочь Ольгу.
«Галина была хорошей женщиной, не обижала меня, — отмечал сын актера. — Но я долго не мог понять поступок мамы: как она смогла меня отдать? Много лет и мать держала обиду на отца. Но потом отношения наладились, я стал видеться с ней».
С Добровольской артист прожил совсем недолго, и вскоре ее место заняла следующая жена — Елена Маневич. С художницей Вельяминов провел 10 лет и даже усыновил ее ребенка Мишу. Мачеха взяла на себя воспитание Сережи, ведь его папа вечно пропадал на съемках. Разногласия с Еленой возникали у подростка редко, а если и случались, он не говорил об этом отцу — жаловаться и показывать слабость в семье было не принято.
Хрупкая связь с папой оказалась под угрозой в 1988-м: Петр Вельяминов заявил, что намерен перебраться в Ленинград. «Это было для меня огромным огорчением! Я стал редко видеть отца. Только потом узнал, что он переехал туда из-за своей новой жены Татьяны», — делился сын актера.
Как позднее признавался Вельяминов, целых восемь лет он разрывался между двумя городами. В Ленинграде жила диспетчер Татьяна Танакова, которая была младше звезды кино на 30 лет. Ситуация осложнялась тем, что актер еще не разошелся с Маневич… Но в итоге Татьяна и Петр Сергеевич поняли, что не могут друг без друга. Сразу после переезда артиста влюбленные поженились, а Танакова уволилась и стала домохозяйкой, чтобы посвятить себя заботе о муже.
«Для Маневич измена Вельяминова стала ударом, — делилась спустя годы коллега-художница Елена Сорокина. — Она не устраивала сцен, не злилась, потому что верующая. Но ее разбило всю! Спала на досках, долго лечила позвоночник. Потом вышла замуж. Но Вельяминова, кажется, любит до сих пор».
Пятый брак стал самым долгим и гармоничным, но на фоне супружеского счастья рушились хрупкие связи актера с детьми. Помочь Сергею поступить в театральный вуз отец отказался, как и «отмазать» его от армии. Наследник не обиделся и в итоге сам пробился в ряды студентов Школы-студии МХАТ. Хотя сын любил и уважал папу, показателен тот факт, что за 20 лет он лишь несколько раз навестил родственника в Петербурге. А что же другие наследники звезды «Вечного зова»?
Екатерина Вельяминова стала артисткой Омского ТЮЗа, очень уважаемой в родном городе. После развода родителей она не виделась с папой больше 30 лет. Встреча состоялась только после того, как старшая дочка Кати посмотрела «Тени исчезают в полдень» и загорелась желанием познакомиться с дедушкой. Насколько теплым оказалось воссоединение родственников — неизвестно…
Ирина Вельяминова, поступив в «Щуку», пустилась во все тяжкие: вела разгульный образ жизни, много пила, особенно после неудачного замужества. Брат Сергей и отец пытались повлиять на сбившуюся с пути женщину, а когда не достигли результата, просто перестали с ней общаться. Ира же продолжила злоупотреблять алкоголем, а однажды в состоянии аффекта едва не убила семимесячную дочку Лизу. Девочка чудом уцелела, а ее мать признали невменяемой и отправили на лечение. С тех пор на все вопросы о младшей наследнице Вельяминов реагировал агрессивно.
«Ничего не хочу знать о ней! В свое время я сделал все, что мог, а теперь — пусть решает суд. Обдумывать произошедшее выше моих сил. Нянчить внучку я уже не могу, не в том возрасте, у нее есть другие родственники».
Петр Вельяминов
Да и мог ли актер думать о чужих недугах, когда его собственное состояние стремительно ухудшалось? В 2006-м у артиста проявились первые признаки болезни Паркинсона, но он тщательно скрывал это от окружающих. Знали о диагнозе лишь самые близкие. Закончив кинокарьеру в 2007-м фильмом «Луна в зените», Вельяминов ограничил контакты с коллегами, не желая показаться им слабым и немощным. Он понимал, что время на исходе, а потому обвенчался с супругой и стал чаще посещать церковь.
Весной 2009-го актер заболел гриппом, который в итоге вылился в двустороннюю пневмонию. В клинику Вельяминов обратился слишком поздно, врачи уже ничем не могли ему помочь. 14 июня 82-летний артист скончался от запущенной формы воспаления легких.
«Жаль, что Бог не дал нам ребенка, — негодовала супруга Татьяна. — Я забеременела один раз. На позднем сроке случилось непоправимое… Это был мальчик. Мы с Петей никогда потом не говорили про эту трагедию. Лишь после смерти мужа я прочитала в его дневнике: „Виноваты оба! Не учли возраста. Бежали, летели, ехали… Не уберегли“.