По сути, это официальный отказ от предоставления доступа в Абхазию российских инвесторов с возможностью приобретать активы в республике, строить и развивать разнообразные проекты, от сельскохозяйственных, транспортных, жилищных, до туристических и инфраструктурных, на льготных условиях.
По большому счёту, работать в этих сферах можно было и раньше. Но исключительно на нелегальных условиях. Предприниматели вынуждены были искать гражданина Абхазии, который оформил бы всё на себя. Но затем никто не давал гарантий, что российский бизнес в один прекрасный день не превратится в абхазский...
Льготные же условия для российского бизнеса в случае подписания инвестиционного соглашения подразумевали освобождение россиян на восемь лет от таможенных пошлин при ввозе стройматериалов и оборудования, льготное налогообложение и ряд других, а так же приоритетное право подключения новых объектов к энергетическим и инженерным сетям.
Здесь следует заметить, что энергетика Абхазии, как и сама Абхазия фактически не могут существовать без России. Коротко объясним почему.
Абхазские танцы (иллюстрация из открытых источников)
Каждый год в осенне-зимний период Абхазия традиционно сталкивается с энергодефицитом из-за понижения уровня воды в Джварском водохранилище, в результате чего Ингурская ГЭС – единственная ГЭС Абхазии, становится неспособной обеспечивать электричеством всю территорию республики.
Здесь надо понимать, что электричество является единственным, а потому критически важным для Абхазии энергетическим ресурсом из-за отсутствия в городах и районах республики централизованного отопления и газоснабжения.
Ингурская ГЭС – единственная ГЭС Абхазии (иллюстрация из открытых источников)
Местные жители используют электроэнергию «на полную катушку», особенно в холодное время года, что приводит к частым авариям на подстанциях и ЛЭП, и тогда снова на помощь приходит Россия – специалистами, оборудованием, комплектующими и т.п.
Есть ещё одна проблема. Из-за достаточно «мутной» схемы потребления абхазами этой самой электроэнергии и её сверхнизкой цены, в республике расплодились нелегальные майнеры криптовалюты, «фермы» которых забирают львиную долю электричества, создавая его дефицит для обычных жителей.
По статистике до 45% этой электроэнергии уходит на абхазский майнинг.
Майнинговая «ферма» (иллюстрация из открытых источников)
В общем, в Абхазии всё очень сложно, как с энергетикой, которая является основой экономики в любой стране, так и с пополнением бюджета, который в основном существует за счёт денег российских туристов.
Других там, по сути, и нет. Если наши туристы откажутся ехать в Абхазию, абхазам будет просто-напросто не на что жить. Мандариновый бизнес сегодня им не приносит почти ничего.
Если раньше абхазы везли фрукты в Россию и успешно продавали, то сейчас они сильно проигрывают более крупным и вкусным мандаринам из той же Турции, потому фирменный абхазский продукт перестал быть востребованным на нашем рынке.
Мандарины на рынке (иллюстрация из открытых источников)
Наши туристы оставляют в Абхазии колоссальные деньги, которые составляют бОльшую часть местного бюджета, что при отсутствии достойного сервиса и гостиничной инфраструктуры, для абхазов можно считать настоящим чудом.
Мы все знаем, что есть Пицунда, Гагры, Сухуми, Новый Афон, а многие там даже были. Проблема в том, что туристы там отдыхают российские, а условия — абхазские. Со всеми вытекающими минусами, и особенно с безопасностью.
Российские туристы в Абхазии (иллюстрация из открытых источников)
В отношении важности для Абхазии российских туристов особо показателен пример с недавней попыткой государственного переворота, когда на площадях стали собираться большие группы возбуждённых абхазов.
Наш МИД тогда рекомендовал россиянам воздержаться от поездок на отдых в Абхазию, признав её потенциально опасной для туристов.
В результате российские туристы, запланировавшие летний отдых в 2025 году в Абхазии, начали отменять бронирование из-за беспорядков и политической нестабильности в регионе.
Это ввергло в шок политическое руководство Абхазии. Её МИД экстренно начал успокаивать наших граждан и объяснять, что ситуация в республике «полностью стабильна и спокойна».
«Никаких оснований для беспокойства или рисков для безопасности граждан нет», – было сказано в заявлении МИД Абхазии.
Представитель МИД Абхазии (иллюстрация из открытых источников)
Обратите внимание, что в заявлении не конкретизировано – о гражданах какой страны идёт речь. Дело в том, что абхазы в большинстве своём граждане России.
Для них это очень удобно и выгодно. Россия дает абхазам российские паспорта и, как следствие, распространяет на них все свои льготы, пособия, выплачивает пенсии.
Местная валюта – российский рубль. Из Москвы на поддержание экономики и социальные сферы идут миллиарды.
«За период с 2008 года Россия оказала поддержку нашей стране в объеме более 110 миллиардов рублей. Это очень большая сумма», – заявлял в конце августа глава абхазского МИД Инал Ардзинба.
Миллиарды рублей (иллюстрация из открытых источников)
Можно было бы напомнить ещё много вещей, например то, что Абхазия для большинства стран – непризнанная республика, часть Грузии, а Россия – единственная крупная страна в мире, если не считать еще несколько небольших, которая признаёт её государством.
И вот на этом интересном фоне, Абхазия устроила России показательный демарш, отказавшись ратифицировать инвестиционное соглашение между Россией и Абхазией, которое было подписано в октябре, но для его вступления в силу требовалась ратификация парламентом.
Абхазы утверждают, что это нарушит их суверенитет. Экономический. Что они сами будут решать свои дела и прочее.
Смешно то, что когда шли протестные акции против соглашения с нашей страной, через неделю после начала которых в отставку был вынужден уйти президент Аслан Бжания, в толпе регулярно и громко скандировали «Россия! Россия!».
Очередной митинг в Абхазии (иллюстрация из открытых источников)
Представители протестующих уверяли, что они не против России, что надо понимать как то, что они не против сохранения нашей финансовой и иной помощи, а типа, против своего руководства и так далее.
Ну что ж, Россия не может переделать менталитет «маленьких, но очень гордых» народов Кавказа. Суверенитет, так суверенитет.
Ещё в конце лета поняв куда в Абхазии «ветер дует», с 1 сентября 2024 года Москва приостановила социальные выплаты в Абхазии, которые получали учителя, врачи и работники силовых структур республики.
С 29 ноября переток электроэнергии из России в Абхазию начал осуществляться не бесплатно или по льготным ценам, а на коммерческих рыночных условиях. Где они теперь возьмут на это деньги?
Жить в составе Грузии и сотрудничать с этой страной абхазы категорически не хотят. Как непризнанной в мире стране, отказавшись от нас, средств им взять будет негде, кроме как в обмен на «запуск» к себе Турции, которая, впрочем, уже работает там по-полной, но деньги и помощь ей нужны – иначе не выжить. Попросят снова у доброй России? Чудны дела, честное слово.