7 декабря 1769 года императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия, главную воинскую награду России. История этого ордена — летопись русской ратной доблести и военного искусства. О ней вспоминали в памятный день «Известия».
Весь XVIII век Россия воевала. «Гром победы» не смолкал. Но сугубо военной государственной награды в империи не было. Петр Великий после Полтавской битвы задумал учредить такой орден. Он намеревался посвятить его святому князю-полководцу Александру Невскому. Но воплотить этот замысел наш первый император не успел. Орден Святого Александра Невского создала его преемница и вдова — императрица Екатерина I. Но девиз ордена гласил: «За труды и Отечество». Это предопределило то, что им награждали не только за военные подвиги, но и за различные заслуги на государственном и придворном поприще. Так продолжалось до екатерининских времен.
В 1768 году империи пришлось воевать на два фронта — в Польше и на южных рубежах, где разгорелась Русско-турецкая война. Ситуация на линиях противостояния складывалась напряженно. Русской армии не удавалось разбить османов в большом генеральном сражении. Екатерина, внимательно изучавшая бумаги Петра Великого, подумывала о создании воинской награды, которая сплотила бы офицерство и мотивировала генералов на решительные действия. Императрица вспомнила, что несколько лет назад поручала президенту Военной коллегии Захару Чернышеву «поразмыслить над статутом воинского ордена».
Императрица, знавшая о том, как почитают в России Георгия Победоносца, предложила посвятить орден именно этому святому, жившему в III веке и служившему в армии римского императора Диоклетиана. Его чтут как святого за то, что во время гонений на христиан Георгий не отказался от своей веры и принял мученическую смерть после жестоких пыток. В православной традиции он считался покровителем воинов и земледельцев. В народе его называли Егорием Храбрым. В покоях императрицы появилась икона Св. Георгия. Она понимала, что орден, посвященный столь чтимому святому, для многих станет желанной наградой.
Статут и эскизы награды были готовы в феврале 1769 года. Первые образцы ордена изготовил придворный ювелир, алмазных дел мастер, пользовавшийся личным доверием императрицы — Леопольд Пфистерер. Ему удалось воплотить идею императрицы: награда резко отличалась от уже существовавших. Знак ордена не блистал алмазами и рубинами — это был простой белый эмалевый крест с тонкой золотой каймой, он выглядел по-военному строго. К кресту второй и первой степени прилагались звезды с выгравированным девизом ордена. Первая степень предусматривала еще и ленту, которую носили через правое плечо.
Специальным указом запрещалось украшать георгиевские регалии драгоценными камнями «по собственному почину», как это любили делать в то время с другими орденами. Екатерина резонно считала, что блеск этой награде будут придавать подвиги русских офицеров и генералов. По-спартански твердо звучал и орденский девиз — «За службу и храбрость». Число будущих кавалеров ордена статут не ограничивал, поскольку «в оный принимано будет столько, сколько достойными себя окажут». Святой Георгий стал первой русской наградой, у которой имелось четыре степени. Кроме того, его кавалерам впервые полагалась государева пенсия.
Статут ордена гласил: «Ни высокая порода, ни полученные пред неприятелем раны не дают право быть пожалованным сим орденом, но дается оный тем, кои не только должность свою исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы».
Орден предписывалось носить везде и всюду, ведь он не высоким происхождением, а «заслугами приобретается». Правда, это указание в будущем выполняли далеко не все кавалеры. Многие имели обыкновение во время войн и учений не надевать наград. А в армии всех георгиевских кавалеров, независимо от степеней, и так знали по именам и фамилиям.
Для учреждения ордена, который должен был изменить ход Русско-турецкой войны, императрица выбрала любимый в народе церковный праздник — осенний день памяти святого, он же Юрьев день, 7 декабря (26 ноября) 1769 года. В этот день в Зимнем дворце собрались соратники Екатерины. А сама царица появилась перед публикой в желто-черном платье — в цветах нового ордена. Архимандрит Платон произнес проповедь о святом Георгии. Грянул фейерверк. Наконец, на золотом блюде вынесли знаки нового ордена.
История награды началась с того, что императрица сама возложила на себя высшую степень ордена. Кстати, такие награждения монархов не стали традиционными. Павел I не любил этот орден, как и другие начинания матери. Александр I получил только Георгия IV степени за храбрость, проявленную в сражении при Аустерлице. Такой же орден получил Николай I — за 25-летнюю выслугу в офицерских чинах. Александр II был награжден Георгием I степени в честь столетия награды, в 1869 году. Александр III получил от отца орден II степени за участие в сражении на реке Лом во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Николай II во время Первой мировой войны получил орден Св. Георгия IV степени. То, что монархи не получали высшую степень Георгия «автоматически», повышало всеобщее уважение к этой награде. А награждение Екатерины сомнений не вызывало: основательница ордена имела право на такую почесть.
Первым военным, получившим новую награду, стал подполковник Федор Фабрициан. Он был отмечен за подвиг, совершенный еще до учреждения ордена. Во главе отряда егерей от атаковал турецкую батарею в Галаце, в районе Дуная, разбил отряд в 1600 сабель и захватил несколько пушек. Фабрициана наградили орденом Святого Георгия III степени, миновав четвертую.
История награждений орденом Св. Георгия IV степени началась с подвига секунд-майора Каргопольского карабинерного полка Григория фон Паткуля. Он участвовал в боевых действиях в Речи Посполитой. 12 января 1770 года при местечке Добре Паткуль «при разбитии польских мятежников весьма людной партии отличился храбростию против протчих». Секунд-майор получил свой эмалевый крест за личную смелость в бою.
Ну а первые награждения орденами I и II степеней состоялись в один день, при победе русской армии над османами в генеральном сражении при Кагуле — несмотря на семикратное численное превосходство противника. Тогда разгромленными оказались войска великого визиря. Трех генералов, отличившихся в битве на берегу Кагула — Петра Племянникова, Николая Репнина и Федора Боура — наградили орденом Св. Георгия II степени. А командующий — генерал-аншеф Петр Румянцев — получил за эту викторию и маршальский жезл, и высшую воинскую награду — орден Св. Георгия I степени.
Любопытно, что полководцы, получившие высшую степень ордена, уже не могли получить более низкие его разряды. Так, сразу с III степени начали Григорий Потемкин и Александр Суворов — и, конечно, так и не получили низшую степень награды. Поэтому в истории было так мало «полных кавалеров» всех степеней ордена Святого Георгия. Всего лишь четверо — и все они были участниками Наполеоновских войн. Первым все четыре степени ордена заслужил фельдмаршал Михаил Кутузов. Вторым — Михаил Барклай-де-Толли. Двое других полных кавалеров, заслужив своих первых Георгиев во время войн «против Бонапартия», получили высшие степени ордена уже при Николае I. Фельдмаршал Иван Дибич — за победы над османами на Балканах в 1829 году, а Иван Паскевич в том же году — за виктории над турками на Кавказе, в войне, которая завершилась для России подписанием выгодного для нашей страны Адрианопольского мирного договора.
Ежегодно в Зимнем дворце проводился праздник Георгиевских кавалеров, на которых монархи поднимали чарку за здоровье героев. Их было немного. За полтора века существования награды, ее I степени были удостоены только 23 человека, а IV — 125. О том, насколько престижной была эта награда говорит простой факт: из всех русских моряков I степени Св. Георгия удостоился лишь адмирал Василий Чичагов — за разгром шведского флота в Ревельском и Выборгском сражениях в 1790 году. В последний раз Георгия I степени вручили в 1877 году — великому князю Николаю Николаевичу Старшему, который, как значилось в указе, «овладел твердынями Плевны и пленил армию Османа-паши». За все годы Первой мировой войны никто не получил высшую степень главной воинской награды.
В 1917 году орден, как и другие награды царского времени, был упразднен. Его возрождение в августе 2000 года стало одним из первых знаковых решений президента России Владимира Путина. Новый статут гласит: «Орден Святого Георгия является высшей военной наградой Российской Федерации». И награждают им только самых достойных и только за боевые подвиги.
Первым кавалером возрожденного ордена Св. Георгия IV степени стал в 2008 году командующий войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковник Сергей Макаров — за успешное проведение операции в Северной Осетии. Как и прежде, в наше время спорных награждений этим орденом не бывает.
Фамилии, имена и отчества награжденных орденом Святого Георгия заносятся на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Это истинные герои, достойные традиций самой почитаемой в России награды. И в этот день Россия чествует их — павших, ушедших и живых.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»