Опомнились
Так называемые ЛОМы, или лидеры общественного мнения, в последнее время стали нас часто удивлять. На дворе конец 2024 года, но только сейчас законотворцам пришла идея о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Речь о ребятах дошкольного возраста, которым прочат в ближайшее время курс «Основы российской государственности». Озвучила мысль депутат Государственной Думы Эльвира Аиткулова.
Напомним, что курс «Основы российской государственности» уже год как преподают в вузах. В школах отдельного предмета такой тематики не предусмотрено – тема гражданственности так или иначе присутствует в курсах обществознания,
истории, ОБЗР и ОДНКНР. Для справки, последняя аббревиатура расшифровывается как «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В дополнение к классным занятиям гражданско-патриотическим образованием занимаются на еженедельных «Разговорах о важном».
По мнению Эльвиры Аиткуловой, привлечение дошколят к основам российской государственности поможет создать стройную вертикаль патриотического воспитания. Если быть совсем точным, то создаст фундамент для «единой системы координат». В дальнейшем ребенок погрузится в начальную школу, где соответствующие знания углубятся. Потом основная и средняя ступень образования, средние и высшие учебные заведения.
В думском комитете по просвещению сформулировали задачу следующим образом:
«Чтобы старшеклассники и студенты, которые знакомятся с учебными материалами дисциплины «Основы российской государственности», не испытывали диссонансов, включая противоречия идеологического характера… Сегодня родители перед нами, перед государством ставят задачу, чтобы разговоры о важном мы начинали уже в дошкольном возрасте, чтобы у ребенка с осознания себя человеком, гражданином выстраивалась единая система координат».
На словах всё очень красиво. Осталось только одно – обеспечить качественный уровень преподавания по всей России, а это очень непросто. Детсадов и школ очень много, а ответственных преподавателей достаточно далеко не всегда.
Относительно воспитания гражданственности в думском комитете по просвещению сформулировали задачу следующим образом: «Чтобы старшеклассники и студенты, которые знакомятся с учебными материалами дисциплины «Основы российской государственности», не испытывали диссонансов, включая противоречия идеологического характера». А что делать, если дошколята чувствуют диссонанс? Конечно, они его не осознают, но также подвергаются тлетворному влиянию западной пропаганды. Может быть, еще больше, чем школьники и студенты.
В старшем возрасте критическое мышление все-таки более развито, чем у юных воспитанников детских садов. При этом они также приобщаются к «мировой культуре» через YouTube и прочие импортные платформы. И входят в первый класс с немалым набором опций, от которых потом сложно избавиться. Просто потому, что самые крепкие стереотипы мы получаем в раннем детстве. Кто-то явно возразит, дескать, о чем вообще речь? Выпускник детского сада шнурки зачастую не умеет себе завязывать, а мы тут о гражданственности говорим. Малыши 5-6 лет читать не научились, а мы им про Конституцию и патриотизм? Разумеется, никто читать лекции перед сон-часом молодым россиянам не собирается – для этого есть более тонкие инструменты. Прежде всего, это игровые занятия как наиболее органичный способ познавательной деятельности в этом возрасте. И название курса (учебного модуля) хорошо бы адаптировать. «Основы российской государственности» звучит грузно для дошколенка.
А может, не надо?
В Государственной Думе есть и альтернативное мнение насчет дошкольного курса «Основы российской государственности». Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксения Горячева заявила для издания «Газета.Ru»:
«Дошкольное образование ставит перед собой другие задачи: развивать в ребенке любознательность, эмоциональную чуткость, умение взаимодействовать с миром. Любовь к Родине воспитывается не уроками, а через участие в общих делах и созидательную деятельность. Формирование гражданина — это не только знание законов, норм и исторических фактов. Это способность уважать, ценить труд и таланты окружающих, чувствовать ответственность за себя и других. Эти качества формируются постепенно, через общение и личный пример. Гражданская идентичность начинает по-настоящему формироваться в подростковом возрасте, когда появляются первые реальные обязанности перед обществом. Истинная сопричастность к Родине куется делами, а не дополнительными дисциплинами. А в садике уж точно общество для ребенка и место, где реализуются его обязанности и права, — это семья».
Подобное мнение имеет право на существование, но стоит напомнить Горячевой об информационном фоне, в котором живет ребенок вне детского сада. В семьях далеко не всегда обеспечивают своим чадам полезный досуг, а ограничиваются смартфонами как универсальными сжигателями времени. И хорошо, если ребенок там зрит отечественный мультфильм, а если штатовскую красочную поделку про «великую» Америку? Как в старой поговорке: «Если вы не воспитываете своего ребенка, его воспитывает кто-то другой».
Другая группа критикующих инициативу Эльвиры Аиткуловой уповает на преждевременность — дескать, рано еще такое в детские сады. Не поймут. Нельзя не вспомнить про еще одну мысль: «Наша основная ошибка в том, что мы недооцениваем своих детей». Поэтому, если правильно преподнести тезисы гражданственности и любви к Родине, то все поймут и воспримут.
За примерами далеко ходить не стоит. В детских садах все знают о работе с одаренными детьми. Есть даже специальные конкурсы и конференции, где 5-6-летние ребята докладывают о своих научных изысканиях. Да, именно так. В дошкольных заведениях почему-то можно играть в науку, а в игровой форме принимать свою Родину нельзя? И этот пример не единичный. В детсадовской жизни очень много событий, где ребенку предстоит решать проблемы совсем не его возрастного уровня. На том и строится проблемное обучение, к слову.
А теперь о реальных рисках дошкольного курса «Основы российской государственности». Прежде всего, это далеко не 100-процентный охват юных россиян. Некоторая доля ребят вообще не посещает дошкольные образовательные учреждения. Мама с папой, разумеется, всегда лучшие архитекторы душ своих детей, но далеко не всегда лучшие воспитатели. Это необходимо понимать. Не все первоклассники 1 сентября придут с одинаковым зарядом.
Второй риск — это расплодившиеся частные детские сады. Как известно, содержание воспитательного уклада в таких учреждениях не много кем контролируется. Вопросов много. Будет ли на такие конторы распространяться требования к курсу «Основы российской государственности»? А если будет, то кто будет контролировать? И не останется ли все исключительно на бумагах для местных органов образования? Впрочем, последний вопрос актуален и для государственных детских садов.