Его называли «русским Леонардо да Винчи», он был основоположником космической биологии, аэроионификации и гелиобиологии, биофизиком, художником, поэтом.
В Чижевском постоянно жила страсть к экспериментам и исследованиям. Это был уникальный ум: автор фундаментальных открытий, ученый-изобретатель, обоснователь научных теорий, философ-космист. Самый молодой доктор наук (в 21 год - доктор исторических наук), гелиобиолог, космобиолог, исследователь аэроионов и влияния солнечной активности на земные процессы, зоопсихолог, исследователь электростатических процессов в тканях организма и клетках крови. В 1939 году он был избран почетным Президентом первого Международного Конгресса по биологической физике и космической биологии, на котором по совокупности заслуг он был назван «Леонардо да Винчи XX века» и выдвинут на Нобелевскую премию, однако получить её ему так и не удалось, хотя кандидатура Чижевского была в списке потенциальных номинантов пять раз.
Главная страсть, главная сфера исследований и научного интереса Чижевского - солнце. Увлечение всей жизни, солнце, как доказал ученый, присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Оно влияет на нас - урожаи и голодные годы, войны, революции, спокойные годы, когда ход колеса истории плавно идет своим чередом - все это напрямую зависит от Солнца, от его активности. Чижевский изучил периоды эпидемий и революций и выявил стойкую закономерность: периоды беспокойств и исторических потрясений связаны с деятельностью Солнца. Эта теория была подробно изложена им в своей работе «Физические факторы исторического развития».
Дружба с Циолковским длилась более двадцати лет. И даже после смерти ученого Чижевский поддерживал тесную связь и вел переписку с его дочерью, помогая ей обустраивать музей отца. Эта дружба была больше, чем просто дружба, она была плодотворным примером взаимодействия двух незаурядных личностей. Чижевский считал Циолоковского своим вдохновителем и учителем, а также он был главным популяризатором идей и ученых достижений Циолковского. Он содействовал утверждению мирового научного приоритета Циолковского в области космонавтики и аэродинамики, переиздав в 1924 годку его фундаментальную работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Эта дружба помогла Чижевскому определиться со сферой своих научных интересов. Помогла ему почувствовать себя уверенным исследователем - Циолковский всячески поддерживал идеи Чижевского в области гелиологии и аэроионизации, которые не сразу показались значимыми и считались научной эксцентрикой.
Серию опытов над животными Чижеский начал в юности. Суть опытов сводилась к обучению животных отрицательно заряженными частицами - аэроионами - и выявление последствий такого воздействия. В процессе опытов ученому удалось доказать, что ионизированный воздух влияет положительно на удои коров, он повышает приплод у свиней и овец, повышает урожайность пшеницы и положительно воздействует на психику животных в целом и увеличивает их сопротивляемость болезням и вирусам. В 1924-1931 годах Чижевский состоял научным сотрудником Практической лаборатории зоопсихологии Главнауки Наркомпроса. В ней, в 1927 году, прошли испытания электроэффлювиальной люстры - «люстры Чижевского» - излучателя этих самых полезных отрицательно-заряженных частиц. Исследования Чижевского по ионификации были переведены на ряд иностранных языков и в целом составили 2 тома.
Довольно позднее и вынужденное увлечение ученого. Будучи заключенным Гулага, он не прекращал научных исследований. Продолжая изучать ионизацию, Чижевский увлекся проблемой электростатических процессов в крови и других тканях организма. Именно в медицинской сфере им было совершено одно из фундаментальных открытий - структурно-системная организация движущейся крови, а также им был открыт тканевый электрообмен - так называемое тканевое дыхание - легочное, гуморальное и клеточное. И также открыт важнейший физиологический феномен - электростатический динамизм, который управляет электрическими функциями крови и клеток.