Уже в XIII веке католики жаждали распространения своей власти на восточные территории. Южнее Черного моря находилась богатейшая Византия, севернее – Русь, а еще дальше на восток находились малоисследованные земли, на которых, по слухам, жили «татары» – непонятные языческие племена. Их, как представлялось папистам, можно было без особого труда обратить в католическую веру.
Больше других католиков на восток стремились венгры – монахи бенедиктинцы и минориты, их вдохновляла не только идея миссионерства, но и поиски прародины, которая, согласно легендам, находилась где-то на Урале, восточнее реки Итиль (Белой), откуда семеро древних венгерских вождей вывели свои племена на поиски новых земель. Принявшие католицизм в X веке, венгры мечтали не только увидеть землю предков, но и просветить их, обратив в латинскую веру.
Первыми на восток в XIII веке, буквально за несколько лет до нашествия хана Батыя на Русь, отправились шесть монахов-католиков. Дороги на прародину они не знали, и целых три года скитались по восточным странам, пока не погибли один за одним. Последний из оставшихся в живых монахов сумел проникнуть дальше остальных на восток. Каким-то образом он поднакопил денег, переоделся купцом и где-то в Средней Азии сумел встретить людей, говоривших на венгерском. От них он узнал дорогу в Старейшую Венгрию и тотчас же поспешил домой, чтобы сообщить братьям-католикам благую весть. Он надеялся показать дорогу сам, но неожиданно по приезду заболел и умер.
Тем не менее братия его монастыря решила продолжить дело и в 1235 году собрала новую экспедицию на восток. Четыре монаха, отпустив бороды и переодевшись в мирское платье, предприняли вторую попытку проповеди католицизма народам Урала. Об этом путешествии стало известно благодаря их письмам на родину, опубликованным в 1940 году в сборнике «Исторический архив. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе».
Возможно, в глубине души монахи надеялись крестить и татар, о веротерпимости которых были наслышаны.
Путь венгерских пилигримов проходил через Византию. В Константинополе братья сели на корабль, который отвез их в столицу «страны черкесов» – Тмутаракань. Тмутараканские князья были православными, но в жизни их оставалось еще много языческих пережитков. Например, у князя был гарем, в котором томилось больше сотни женщин. Монахи нашли прибежище у женщины, заведовавшей гаремом.
Следующей страной, в которую они попали, была страна яссов – то есть осетин. Яссам принадлежали предгорья Кавказа, Кабарда и долина реки Кубань. Здесь у католиков закончились деньги, и им пришлось просить милостыню. Воинственные яссы тоже были православными, чтили крест и воскресный день, в который останавливалась даже кровная вражда. Но небогатые крестьяне подавали мало, и монахи провели на Кавказе почти полгода.
За это время они впали в такое отчаяние, что были согласны продать друг друга в рабство, но желающих купить рабов, которые не обладали навыками ремесел, не нашлось. Поэтому два монаха решили вернуться обратно, а двое – Герард и Юлиан, кое-как насушив в дорогу сухарей, с попутчиками-язычниками двинулись дальше – в Среднюю Азию.
Как и следовало ожидать, в дороге они были ограблены и брошены. Брат Герард от голода и холода заболел, и Юлиану пришлось тащить его на себе. Лишь через месяц измученные монахи сумели добраться до сарацинского города Бунды. Увы, брат Герард не выдержал дальнейшей дороги и умер. Сердобольные мусульмане приютили умирающего монаха и похоронили его на городском кладбище.
Юлиан сумел наняться слугой к мусульманину, который с семьей отправлялся в Волжскую Булгарию, и добрался до этой страны. В одном из булгарских городов он встретил женщину, которая заговорила с ним на языке, весьма похожем на венгерский.
Новая знакомая поведала монаху, что она – с реки Итиль, и что ее выдали замуж за булгара, но она до сих пор тоскует по родине. Она рассказала монаху, как добраться до Старейшей Венгрии, и Юлиан за два дня верхом достиг заветных земель.
Здесь его ждало разочарование. Унгры поклонялись идолам, приносили жертвы, ели волчатину и не ведали землепашества. Они оказались настолько воинственными, что находились в союзе с монголами, а монгольский посол поведал монаху, что войско Батыя уже вторглось на Русь. Понимая, что вот-вот окажется отрезанным от Европы, монах через север Руси и Польшу уехал домой. Так провалились вторая миссия по крещению восточных народов в католичество.
После того, как войска хана Батыя вторглись в Венгрию, монахи надолго забыли о планах крестить прародину. Вспомнили о них лишь в 1320 году, когда в ставку ордынских ханов стали во множестве съезжаться послы из Европы. Многие из них надеялись заключить с ордынцами союз, а татары искали союзников для дальнейшего покорения мира. Ханы делали вид, что крестились, привечали иезуитов и даже держали несколько католических алтарей.
Подогреваемые их интересом, венгры решили предпринять еще одну попытку крещения народов Урала и Сибири. Об этой попытке подробно писал монах Йоганка Венгр. Несколько братьев сумели через занятые ордынцами земли добраться до Башкирии (Баскардии), в которой тогда было пять городов.
По свидетельству Йоганки, их миссия опять провалились, и они сумели крестить лишь несколько «венгров», живущих там. Дальнейшая дорога в Сибирь испугала монахов – их напугали вечные снега, собачьи упряжки, на которых следовало передвигаться, а главное, свирепость местных унгров, которые скальпировали врагов и развешивали скальпы на деревьях.
Когда из Сибири в Баскардию прибыл посол, который был согласен проводить монахов к язычникам, ожидавшим крещения, монахи неожиданно заболели и отказались ехать.
На этом попытки крестить обских унгров в католическую веру закончились.