Все знают, что Джузеппе Верди написал оперу «Трубадур». Некоторые даже слышали или видели ее в записи. А некоторые, возможно, видели эту оперу в театре.
Практически все оперные театры на свете время от времени ставят на своих сценах эту замечательную оперу.
***
А почему эта опера называется «Трубадур»?
По-моему, никто не задумывался над этим… Ну, трубадур и трубадур.
Кто из героев трубадур? Ну, ясный пень — Манрико. А где в опере «Трубадур» он поет песни, или там серенады, или баркаролы и мадригалы под балконом или под окном своей возлюбленной?
Да нигде.
Давайте вспомним, что означает слово «трубадур».
Толковый словарь Ушакова (кстати, один из самых толковых словарей) пишет коротко: слово «Трубадур» происходит из провансальского языка, и означает: певец, бродячий поэт…
Ну то, что Манрико — певец, это точно. Он наверняка сначала долго учился пению, а потом много раз пел эту партию в разных оперных театрах... И фамилия этого Манрико может быть Паваротти, или Корелли, Марио дель Монако или Ионас Кауфман, и многие другие… И все они были отличными певцами. И брали ненаписанную автором высокую ноту «до» в знаменитой Кабалетте, без которой эта ария уже много лет не существует.
Кстати, в том спектакле, что я смотрел, была замена. Вместо хорошего певца, итальянца Майкла Фабиано пел другой хороший певец, мексиканец Артуро Чакон-Круз. Как выяснилось, Фабиано заболел уже неделю назад, и, очевидно, до конца показов «Трубадура» Метопера его уже не услышит…
***
Но вернемся к «Трубадуру», вернее, к названию. Манрико действительно поет огромную и сложную партию, Верди придумал ему поистине блистательную роль.
Однако то, что он Трубадур (в буквальном смысле этого слова) как-то мельком мелькает во вступительной песне Фернана, второстепенного персонажа, где он рассказывает о том, что произошло до открытия занавеса.
Не думаю, что все в зале понимают по-итальянски… Но, конечно, все умеют читать на одном из 3-х языков, которые предлагает Мет... И все видят слово «Трубадур», которое мелькает в этом рассказе…
Все. На этом дело «Трубадура» заканчивается…
Далее появляется Манрико, который, как выясняется в дальнейшем, сын цыганки Азучены. И внук той самой бабушки-цыганки, которую сожгли некоторое время назад. Который, стало быть, цыган, и не принадлежит к высшему свету…
Об этом опять же рассказывает Фернан, старший офицер графа ди Луна.
В этом длинном вступительном монологе Фернан рассказывает всю предысторию: как бабушка-цыганка вбежала в спальню, где спали два мальчика, дети старика Графа ди Луна… Цыганка напускает на одного из мальчиков порчу… (Почему и отчего — это не объясняется. И не пытайтесь это понять).
Няньки выгоняют старуху, но уже поздно: мальчик на глазах начинает чахнуть и вскоре умирает.
Конечно, граф свирепеет, разыскивает старух-цыганку, и ее сжигают на костре.
(Напоминаю: этого всего мы не видим, это рассказ Фернана. Если вы чего-то не поняли в этом рассказе — вы пропали: дальше все проистекает из этого рассказа).
Итак, бабку убили, но у нее есть дочка, ее зовут Азучена, она решает отомстить графу…
В какой-то момент, когда граф с сыном появляется на каком-то празднике, она решает, что мальчика надо сжечь (какая-то страсть к сжиганию у этих странных людей).
Короче, Азучена пробирается к ребенку… Но, как ни странно, у нее на руках в это время свой ребенок, свой мальчик… И она в какой-то момент — внимание!!! — сжигает на костре не сына графа, а своего собственного сына…!
Что это? Безалаберность? Перст судьбы? Безумие Азучены? Ошибка драматурга?
Кто его знает?
Опять же мы все еще в «Рассказе Фернана»… И если вы что-то пропустили, то дальше можете расслабиться — вы ничего не поймете. Кто чей сын, кто кому дядя — останется загадкою.
***
Я не читал пьесу испанца Антонио Гуттиереша… (его не найти в Интернете, все мои поиски все время упирались в другого Антонио Гуттиереша, который сейчас руководит ООН, но пьес он явно не пишет)…
Ну бог с ним, с испанским драматургом.
Тут гораздо важнее прекрасный либреттист Сальваторе Каммарано, с котором Верди уже написал 3 оперы, а с Доницетти написал «Лючию де Ламермур».
Но, к сожалению, он умер в процессе сочинения «Трубадура», и Верди привлек молодого поэта Леона Бардаре, который сделал необходимые дописки…
У меня нет никакого «инсайда», но есть подозрение, что многое в этом либретто Верди придумал сам.
Музыка из него так и лилась, и он не мог ждать либреттиста, к тому же Римский театр, заказчик оперы, бесконечно торопил автора.
***
Опера была закончена в срок, и в 1853 году в Риме имела ошеломительный успех.
Да что и говорить! Убийства, страсти, отравления, сжигания, ревность, восстание — чего там только нет! И именно это ценили тогдашние операманы.
Но самое главное — это, конечно, музыка!
Верди — в расцвете своего удивительного таланта.
При этом в это самое время его жизнь омрачена смертью матери и его друга Каммарано. И это, безусловно, придает опере мрачный оттенок.
Но композитор в периоде, можно сказать, — в припадке немыслимого вдохновения…
Только что написана опера «Риголетто», одновременно с «Трубадуром» появляется «Травиата», и весь мир признает Верди как первого и главного оперного композитора.
И кому какое дело до несуразностей либретто!
Музыка все победила! Гениальные мелодии, хоры, арии, дуэты, сложные ансамбли, квартеты, квинтеты — все сделано рукою мастера!
***
Постановка этой оперы в МЕТ, которую мы смотрели — не новая, она была сделана в 2009 году шотландцем Дэвидом Мак Викаром.
В этой постановке участвовали многие оперные звезды, в частности в 2015 году в роли графа ди Луна был Дмитрий Хворостовский, и это было его последнее выступление в Мет.
В нынешнем составе тоже двое артистов из России: это Игорь Головатенко (граф ди Луна) и Олеся Петрова (Азучена).
Отмечу в первую очередь Олесю Петрову… Она очень выросла за эти годы, что я ее слушаю, и вокально, и артистически. Она прекрасно выглядит, очень красиво похудела, и это ей к лицу. Образ Азучены прямо создан для нее — цыганка, нервная, немного сумасшедшая, при этом страстная, и требующая мести за смерть своей матери… Олеся поет очень сильно, ее диапазон огромен, ей подвластен и низ и верх… Я видел ее в опере «Аида» в роли Амнерис, и она была хороша, но роль Азучены — ее коронный номер… Думаю, что она прокатится с этой ролью по всем крупным оперным театрам.
Что касается роли Элеоноры, то эту исполнительницу — Анджелу Мид — я не очень люблю… Слышал ее несколько раз в разных ролях — у нее блестящий верх, но средний и нижний регистр часто проваливается, она не справляется с быстрыми колоратурными пассажами… ну и внешне она не очень подходит на роль юной красавицы, в которую влюблены целых двое прекрасных мужчин.
А Игорь Головатенко постепенно становится ведущим баритоном и часто поет на сцене Мет важные и ответственные партии… Роль Графа ди Луна непростая, и Головатенко создает прекрасный образ влюбленного, но подлого графа.
В конце оперы он, сам того не подозревая, убивает своего родного брата… Не буду спойлерить, и не скажу, кто этот брат.
Но для того, чтобы понять, почему это происходит, надо еще полчаса рассказывать, как развивается либретто.
Но я не буду этого делать.
Я уже объяснил и еще раз повторю, что «Трубадур» — это гениальная опера, но с плохим либретто.
Но музыка почти всегда побеждает.
Особенно если это музыка Верди.