Куда пропала "поэтесса-вундеркинд" Ника Турбина, в юном возрасте покорившая Советский Союз и Венецию? Ранняя слава, подозрения в подлоге и обмане, трагический итог короткой жизни - судьба девушки, которую считали новой Цветаевой и Ахматовой.
Девальвация, то есть обесценивание, затрагивает не только денежные единицы, но и понятия.
Обесценилось к концу XX века и понятие "вундеркинд", то есть "чудо-ребёнок". Если первоначально так называли человека, у которого выдающиеся способности проявились в весьма раннем возрасте (например, Моцарт уже в 5 лет виртуозно играл на музыкальных инструментах и сочинял музыку), то теперь вундеркиндом величают практически каждого ребёнка, получившего широкую известность.
Как правило, жизнь подобных современных "вундеркиндов" складывается весьма незавидным образом. Так случилось, в частности, с девочкой, которую в СССР 1980-х годов называли "гениальной поэтессой", а потом долго недоумевали, куда пропала Ника Турбина.
Помощь двух знаменитых писателейНа самом деле в декабре 1974 года в Ялте на свет появилась Ника Торбина - её родителями были актёр Георгий Торбин и художница Майя Никаноркина. Однако когда девочка обрела всесоюзную известность, то мать с бабушкой (отец быстро ушёл из семьи) сначала выбрали для неё псевдоним Турбина, а затем официально сменили фамилию. Безусловно, вызывающая ассоциации с дворянским семейством Турбиных из булгаковской пьесы "Дни Турбиных" фамилия звучала весьма выигрышно…
Прославилась Ника благодаря двум знаменитым советским писателям. Сначала Юлиану Семёнову, который строил дачу в Ялте, бабушка девочки показала стихи. Прочитав их, автор множества знаменитых романов сначала не поверил, что такое написала 7-летняя девочка. Но родные убедили Семёнова, что Ника, из-за астмы страдающая бессонницей, сама сочиняет стихотворения, которые утром записывают мама и бабушка.
Благодаря связям Семёнова стихи Ники напечатали в газете "Комсомольская правда", после чего на творчество "поэтессы-вундеркинда" обратил внимание поэт Евгений Евтушенко. Именно он способствовал появлению Турбиной в литературном мире столицы, печатал её стихи в центральной прессе, помог в 1983 году выпустить сборник стихов "Черновик".
Девочка стала без преувеличения звездой. У неё брали интервью журналисты, она была героиней телепрограмм, на Венецианском поэтическом фестивале ей достался "Золотой лев" (аналог кинопремии в Венеции), её принялись снимать в кино. Дело дошло до того, что её стали воспринимать чуть ли не как новую Марину Цветаеву или Анну Ахматову.
Слава оказалась недолгойВ 1990 году Турбина выпустила свой второй сборник - "Ступеньки вверх, ступеньки вниз…", но это уже была пора заката её звезды. Интерес публики к творчеству поэтессы, превратившейся из трогательной девочки в девушку, стал спадать.
Главным образом это было связано с тем, что никакого "качественного прорыва" в творчестве Ники не наблюдалось. Это были всё те же стихи, которые казались едва ли не гениальными для 7-8-летнего ребёнка, но никак не развивались по мере взросления Турбиной.
К тому же девушка утратила влиятельного покровителя в лице Евтушенко - поэт после нескольких лет знакомства начал подозревать, что его просто используют мать (Майя, кстати, в 1985 году переехала в Москву, повторно вышла замуж, родила второго ребёнка) и бабушка Турбиной. Евтушенко порвал с ними все связи.
Быстро оказалось, что Ника стала жертвой и заложницей рано обрушившейся на неё популярности. Вкусившая "прелестей" богемной жизни (да, в СССР тоже была богемная жизнь…) и пристрастившаяся к алкоголю девушка попыталась учиться на актрису, но ушла из ВГИКа после первого же курса.
Затем была странная поездка в Швейцарию, где 16-летняя поэтесса пыталась пройти нетрадиционный курс лечения, но лишь усугубила своё состояние романом с пожилым местным психиатром. После возвращения в Москву Турбина поступила в Литературный институт, но периодические алкогольные срывы не позволили ей получить высшее образование.
Печальный финалИтог короткой жизни Ники Турбиной оказался трагическим - она погибла в мае 2002 года в результате несчастного случая, на тот момент ей не было и 28 лет.
Спустя полтора десятка лет после смерти Ники под вопрос была поставлена и её поэтическая одарённость. Исследователь Александр Ратнер, знавший семью Торбиных/Турбиных, по итогам изучения доступных записей и свидетельств пришёл к выводу: "вундеркинд-поэтесса" Ника Турбина была в большей степени проектом своей семьи, мамы и бабушки.
Согласно этой версии, речь не идёт о полном подлоге - юная Ника действительно сочиняла стихи. Однако её творчество, представленное миру, являлось результатом компиляции высказанных девочкой сюжетных идей, затем оформленных в стихи её матерью (Майя также увлекалась сочинительством, но своих произведений никому не показывала). В некоторых случаях, по мнению Ратнера, речь идёт и просто о написанных матерью стихах, которые выдавались за сочинения Ники.
Как бы то ни было, но судьба Ники Турбиной оказалась трагической. Выросшая без отца девочка со слабым здоровьем, она стала жертвой амбиций взрослых родственников, завышенных ожиданий общественности и собственной неготовности к взрослой жизни, в которой так и не смогла найти своего места.
Очередная печальная и вовсе не чудесная история "чудо-ребёнка"…