За последние пять лет траты российских женщин на препараты для экстренной контрацепции выросли вдвое — с 0,96 до 1,69 млрд рублей. Почему призывы «рожать, пока рожалка работает», не приносят результата?
Алина Шувалова
Стала известна сумма, которую россиянки потратили за пять лет на медикаментозные аборты. С 2019 по 2023 год жительницы нашей страны приобрели 3,474 млн упаковок таблеток для неинвазивного прерывания беременности стоимостью 1,55 млрд рублей. За десять месяцев текущего года реализация таких препаратов составила 488 тыс. пачек (+112 млн рублей).
Таким образом, общие траты беременных на таблетки «беби-капут» достигли 1,662 млрд рублей.
Еще 11,081 млн раз за минувшие пять лет и 2,011 млн раз в этом году наши соотечественницы приобретали препараты экстренной контрацепции, которые используются после незащищенного секса для спасения от нежелательной беременности.
На эти цели женщины потратили 7,923 млрд рублей. Всего же таблетки и препараты для экстренной контрацепции женщины купили 17,054 млн раз на общую сумму 9,585 млрд рублей. Эта сумма настолько велика, что сопоставима с годовым (!) бюджетом среднего областного центра с численностью населения до 300 тыс. человек — такого, например, как Кострома.
Как следует из данных компании DSM Group, специализирующейся на исследованиях фармацевтического рынка, наиболее значительный рост объемов продаж препаратов для медикаментозных абортов произошел в разгар пандемии в 2020-м (+11,6%) и после начала СВО в 2023 году (+17%). Если говорить об экстренной контрацепции, то ее потребление в 2022 году выросло на 4,7%, а в 2023-м — еще на 9,3%.
Как видно из данных статистики, периоды геополитических потрясений, нервозности и финансовой нестабильности отнюдь не способствуют улучшению демографической обстановки в стране.
И сейчас, невзирая на ужесточение мер, касающихся запрета абортов, ограничения числа мест их проведения и введения гигантских штрафов за «склонение» женщин к прерыванию беременности, россиянки не торопятся выполнять указания чиновников о срочном повышении рождаемости.
Выполнение «майских» указов Владимира Путина, где президент ставил цель поднять коэффициент рождаемости в стране до 1,6 к 2030-му, сейчас идет с точностью до наоборот. В этом году этот коэффициент обрушился до 1,4 — минимального уровня за 17 лет.
Наиболее резкий скачок продаж препаратов для медикаментозных абортов в России произошел в 2023 году, когда власти в погоне за демографическими показателями начали активно обсуждать планы введения запрета на безрецептурный отпуск препаратов на основе мифепристона и левоноргестрела.
Как следует из анализа данных госзакупок и аптечных продаж, на фоне возникшей паники многие бросились закупать препараты впрок — благо срок годности многих подобных таблеток довольно большой — до пяти лет.
Как прокомментировал статистику глава DSM Group Дмитрий Шуляк, рост продаж в 2023 году был связан с тем, что ряд препаратов был исключен из свободного доступа, купить их стало можно только по рецепту врачей.
«Потребители знали, что будет введен рецептурный отпуск, поэтому покупали впрок», — пояснил эксперт.
По его словам, сейчас ажиотаж спал. Обязательный рецептурный отпуск в итоге коснулся не всех препаратов, предназначенных для экстренной контрацепции.
«Об этом и министр говорил, когда все выражали обеспокоенность, что мы столкнемся с ростом абортов и беременностей. Он парировал, что ряд препаратов, содержащих определенное вещество, будет отпускаться строго по рецептам. Но останется и ряд препаратов, которые можно купить без рецепта. Это сгладило тот ажиотаж, который был», — пояснил эксперт.
Шуляк добавил, что и сегодня ряд препаратов для экстренной контрацепции доступен для пациенток без рецепта, поэтому необходимости запасать таблетки впрок нет.
Рост продаж на 0,8% в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2023-го собеседник «НИ» считает незначительным, «в пределах статистической погрешности». Окончательные же выводы об изменении ситуации на рынке можно будет сделать по итогам финальной годовой статистики.
По мнению Дмитрия Шуляка, есть определенный набор факторов, который вынуждает людей увеличивать закупки медицинских препаратов в аптеках.
За последние годы в РФ уже наблюдалось несколько таких волн.
Первая и главная причина ажиотажа, как правило, — нестабильность.
«Люди запасаются препаратами на фоне ожиданий падения курса рубля или резкого роста инфляции. Мы видели резкий рост продаж на фоне начала СВО», — пояснил эксперт.
По его словам, запасаться лекарствами впрок люди начинают в кризисные моменты.
«К таковым относятся, в частности, и запреты чего-либо. Как только это происходит — все, побежали покупать», — отметил он.
За минувший год как минимум 14 российских регионов уже приняли региональные законы с карательными мерами за «склонение» женщин к абортам. Размеры штрафов достигают 200 тыс. рублей и более.
Соответствующие изменения в законодательство уже внесли Курганская область, Забайкальский край, Мордовия, Коми, Приморье, а также Тверская, Псковская, Калининградская, Курская, Вологодская и Новгородская и ряд других областей.
Из некоторых регионов стали поступать жалобы на отказы врачей проводить аборты даже по медицинским показаниям — при наличии у плода серьезных аномалий. Это привело к появлению «абортного туризма».
Как отмечают демографы Виктория Сакевич (НИУ ВШЭ) и Борис Денисов (МГУ), за постсоветский период число абортов в России сократилось в десять раз — до уровня большинства европейских стран. Если в середине 1960-х число официальный прерываний беременности составляло 5,5 млн, то в 2022 году — только 0,5 млн. Отечественные чиновники пытаются снизить их число еще сильнее. Но это вряд ли возможно, полагают эксперты.
«В поиске путей увеличения рождаемости российские власти решили ограничить доступность искусственного прерывания беременности, что с демографической точки зрения непродуктивно. Более того, такие меры грубо нарушают репродуктивные права граждан и противоречат глобальным тенденциям», — отмечают ученые.
По мнению независимого демографа Алексея Ракши, для улучшения демографических показателей стране нужны не новые запреты и репрессии, а существенное расширение программ социальных гарантий для семей с детьми, в том числе выплата субсидий молодым родителям на образование, улучшение жилищный условий, создание детсадов при вузах, а также увеличение выплаты маткапитала всем семьям за рождение вторых и третьих детей до 2 млн рублей.
Именно такие меры, а не репрессии, по мнению ученого, могли бы обеспечить стране прирост числа рождений на 10-15%.