В ноябре Москва сделала два важных шага в сторону укрепления стратегического сдерживания. Во-первых, утверждена и опубликована обновленная ядерная доктрина. Во-вторых, проведено «испытание в боевых условиях» новейшего ракетного комплекса «Орешник». Именно про него мы и поговорим поподробнее.
Предпосылки
Так получилось, что к пуску «Орешника» мы шли (и при этом нас подталкивали) довольно долго. Не углубляясь в историю, остановимся на двух главных факторах. Чем может ответить противник? В контексте СВО вряд ли произойдут резкие движения, но каким может быть обострение, мы показали наглядно. Более того, продемонстрировали возможность продолжения эскалации в доядерной фазе, причем как в границах существующего ТВД, так и за его пределами. Впрочем, и ядерный порог также был несколько понижен.
А вот в более глобальном смысле последствия ожидаются весьма серьезные, причем возможен как позитивный, так и негативный сценарий. Наилучшим исходом был бы предметный разговор с американцами по вопросам моратория и, скажем, параллельный односторонний отказ от развертывания ракет средней дальности в Европе.
Но возможно и раскручивание гонки вооружений, причем как наступательных, так и оборонительных. В Европе и так уже какое-то время говорят о необходимости завести собственные ракеты средней дальности, чтобы не зависеть в этом вопросе от американцев. Во Франции заговорили и о новом развертывании баллистических ракет наземного базирования, пусть пока и с дальностью в районе 1000 км. А Германия внезапно решила продолжить проект по закупке и развертыванию израильской системы ПРО «Эрроу-3», предназначенной как раз для борьбы с БРСД. Идут разговоры и про перепрофилирование американских «Иджис Эшор» в Румынии и Польше для противодействия российскому ракетному арсеналу. Можно ожидать и появления в Европе американских батарей ПРО THAAD, хотя сейчас их Соединенным Штатам не хватает и для других ТВД.
Вместо эпилога
К рубежу первой четверти XXI века Европа подошла в условиях вооруженного конфликта высокой интенсивности и фактически начавшегося ракетного кризиса. Удастся ли выйти из него без потерь, пока непонятно. Единственным способом прервать текущие тренды может быть только учет легитимных опасений в области безопасности. В противном случае нас ждут годы гонки вооружений и жизни на пороховой бочке, готовой взорваться в любой момент без дополнительных поводов.
Автор – научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН