Непонимание ролей супругов в браке нередко приводят к разводу. За консультацией по вопросам раздела имущества обратилась 26-летняя Валерия К. из Ленинградской области.
По просьбе нашего юриста, Елены Разящей, она написала подробную историю своей проблемы. Елена помогла ей с оформлением и неоднократно уточняла подробности. Материал интересен для широкого круга читателей, но не с юридической точки зрения.
Имена и некоторые конфиденциальные данные изменены.
Мы с мужем в браке 6 лет. Брак по юности, конечно, но общались мы еще со школьных времен. Понимали друг-друга, нам было весело и хорошо. Но вот в браке начали появляться некоторые сложности с бытом.
У Александра есть «пример» в виде его матери, которая всю свою жизнь положила под ноги отцу.
Эта стальная женщина даже когда работала с 7.20 до 17-18 часов вставала в 6.00 и готовила Александру и его отцу завтрак. Успевала все помыть, убрать, наспех собраться. Вечером первым делом бежала к плите, все выходные суетилась по хозяйству. А муж... муж ходил на работу и отдыхал от работы. Руководитель местного предприятия, иногда у него работа была 24 часа в сутки.
Я понимала, что мне эту аукнется. По мелочи он постоянно "брюзжал". Но вроде бы все было спокойно… как вдруг его как подменили этой осенью.
- Я, конечно, понимаю, что ты устаёшь, но уже надо что-то с этим делать, - голос мужа был спокойным, но в нём слышалось нарастающее раздражение. Он смотрел на меня, сидевшую на диване с ноутбуком, и явно ждал какой-то реакции.
- Что именно надо делать? - я старалась не показать, что её снова задели эти упрёки. Последние пару месяцев я просто все пропускала мимо ушей, хотя разговоры о домашнем хозяйстве становились всё более частыми и всё более неприятными.
- Ну, ты сама видишь, - он развёл руками, - дом как свинарник, еда в холодильнике днями стоит. Я понимаю, что ты работаешь, но домашние обязанности тоже никто не отменял.
Я нахмурилась и закрыла ноутбук, осознав, что этот разговор снова ни к чему хорошему не приведёт. Последние полгода Александр словно превратился в другого человека. Постоянные жалобы на то, что она «никакая хозяйка», что «дом не в порядке», что «мама бы всё сделала иначе», начали доводить меня до бешенства.
- Так, подожди, - я постаралась держаться спокойно. - Мы живём вместе сколько? Почти 7 лет. Раньше у тебя не было таких претензий. Что изменилось? Ты вдруг стал фанатом идеальной чистоты и каждодневной готовки?
- Я просто надеялся, что ты со временем втянешься, - ответил муж. - Думал, что ты поймёшь, как важно поддерживать порядок, готовить еду на каждый день, чтобы было уютно.
- Серьёзно? - я не выдержала и поняла, что скандала не избежать. - Ты же знал, что я не фанатка бытового рабства! Я готовлю на несколько дней вперёд, чтобы не стоять у плиты каждый вечер. Посуда может подождать до утра, потому что я не вижу смысла горбатиться каждый вечер, устав после работы. У меня и дома работа, в отличие от тебя.
Я работала полный рабочий день, но часто еще и дома приходилось подрабатывать. Вскоре должно было состояться повышение и я надеялась отказаться от подработок.
- Ты даже не пробовала! - голос мужа стал выше. - Моя мама как-то всё успевала: и работала, и дом в порядке был, и отец всегда доволен. А ты…
- Опять мама! - перебила его я. - Вот только не надо снова приводить её в пример. Если твоя мама всё это успевала, пусть так. Но я не собираюсь тратить свою жизнь на то, чтобы тереть полы и готовить тебе каждый день новый суп. Хочешь, чтобы было так, как у твоей мамы? Так найми клининг или сам что-то делай!
- Нет, это неправильно, - отрезал муж. - Я не хочу посторонних людей в нашем доме. У меня есть жена, и я ожидаю, что она будет хозяйкой.
- Ожидаешь? - я резко развернулась к нему. - Ты вообще слышишь себя? Ты сейчас рассуждаешь, как будто это моя работа - быть твоей прислугой. Хочешь комфорта – вкладывайся! Ну и ли зарабатывай так, чтобы я могла посвятить себя супам!
Я с трудом сдерживала раздражение. Наши доходы были примерно равными, даже периодически у меня выходило больше. Что его раздражало, ведь в его модели мира отец был «главным». Только вот он получал раз в 5-6 больше матери, мать же работала просто чтобы "в люди выходить". Вот он и помыкал ей, как хотел. Я так не хочу и не буду!
Нет, я честно скажу, что если бы Александр получал тысяч 350-400, а не 80-90, то я бы радостно оставила постоянную, брала бы только подработки на пару часов для сохранения опыта и чтобы откладывать подушку безопасности. Но так у нас не будет...
Через несколько дней на работе я узнала, что обещанную мне должность отдают другому сотруднику. Сильно удивилась и расстроилась. Напрямую пошла к шефу и задала вопрос: а что не так?
- Понимаешь, под твое начало должны были передать долгосрочные проекты, нам нет интереса менять сотрудника «на переправе». А ты в декрет собираешься и все это ради него задумала. Некрасиво! – шеф был мрачен. – Я думал тебе еще пару задач передать, но они на год-полтора, теперь не уверен, что готов.
А я в шоке. Какой декрет?! Откуда?! Дети у меня в планах есть, конечно же, но не сейчас. Оказалось, мне звонил заместитель начальника пару дней назад, я как раз выскочила в магазин и задержалась с соседями, а муж ответил на звонок.
Зам попросил перезвонить, вкратце обозначил причину звонка – грядущий перевод на другую должность. Муж порадовался и сказал, что, да, наконец-то, под декрет как раз подгадали. И наплел, что я только и жду, когда в декрет. Устала работать…
Скандал я устроила грандиозный.
- Тебе жмет, что я денег больше буду получать?! Да?! – кричала я.
- Мне нужна женщина-хозяйка, жена. А не вертихвостка, которая будет кормить меня наготовленными на месяц перемерзшими пельменями! – парировал муж.
- Я не думала, что выйду замуж за маменькиного сынка, - я больше не сдерживала сарказм. - Если ты хочешь, чтобы за тобой ухаживали, как это делала твоя мама, то, может, ты ей и жить к нам предложишь?
Муж задумался, а затем выдал то, чего я точно не ожидала.
- А знаешь, это идея. Если ты не справляешься, я действительно попрошу маму приехать. Она поможет тебе научиться вести хозяйство.
- Что?! – сперва я не поверила своим ушам. - Ты серьёзно?! Ты хочешь, чтобы твоя мать приехала сюда и учила меня, как варить суп и гладить рубашки?
- Ну, если тебе это так тяжело даётся, то да. Я готов потерпеть месяц, чтобы ты научилась быть хорошей хозяйкой.
Эти слова окончательно вывели меня из себя. Я поняла, что все мои представления о браке и об этом человеке рухнули в одно мгновение.
Я никогда не думала, что муж, которого считала зрелым и рассудительным, будет с такой лёгкостью отдавать инициативу в руки матери. Я всегда хотела быть независимой, самодостаточной женщиной, но сейчас чувствовала себя загнанной в угол, как школьница, которую упрекают за плохо вымытую тарелку.
- Ты не понимаешь, - я уже не сдерживала ярость. - Если ты готов притащить сюда свою маму, чтобы она «учила»» меня, то наш брак просто обречён! Ты испортил мне карьеру, лишил нас дохода больше чем в половину от твоего. Я в глазах начальства теперь лгунья! Ты бы сам взял и помог мне по дому, а не ныл, как ребёнок, что суп вчерашний и рубашка не глажена.
Александр посмотрел на меня, нахмурившись.
- Но это твои обязанности. Ты же сама говорила, что ты за семью, за уют. А теперь что?
- Я за семью, но не за то, чтобы рабыней в доме быть! - резко ответила я. - Почему ты сам не можешь взяться за уборку? Ты работаешь, я работаю. Почему всё это должно быть только на мне?
- Потому что у меня есть работа, - огрызнулся муж. - Я прихожу домой уставший, а ты сидишь и ноешь, что у тебя сил нет на уборку. Это ты должна убирать и готовить, потому что это нормально!
- Ага, конечно, - я злобно усмехнулась. - Значит, ты приходишь с работы, отдыхаешь, а я должна крутиться как белка в колесе? Что-то не сходится.
С каждым днём ссоры становились всё более напряжёнными. Муж не отступал, а мне больше не хотелось терпеть постоянные упрёки. В душе я уже давно поняла, что дальше так продолжаться не может.
Встает вопрос о разводе. У нас есть накопления около 500 тысяч, так же есть автомобиль, в который я вкладывала свои личные деньги, переданные мне родителями. Квартира мужа, разделу она не подлежит.
Я не хочу оставлять этому человеку даже лишнюю копейку.