Интервью лидера движения «Всеармянский фронт», генерал-майора Аршака Карапетяна новостному каналу HayqNews.am в авторской программе главного редактора Армине Симонян - «Мы»
- В настоящее время в Армении под угрозой уничтожения оказались важнейшие структуры, в том числе армия. Нападкам подвергаются также Конституция Республики Армения, Декларация о независимости. Недавно эти важные документы были объявлены «документами о несуществовании Республики Армения». Раздаются призывы «прекратить сакрализацию армии», заявляется, что «добровольцы – символ несуществования государства». И все это на фоне азербайджанских угроз. Как Вы, военный человек, реагируете на эти нелепые, сенсационные заявления?
— Честно говоря, мне бы не хотелось комментировать сказанное главой правительства. Я не хочу его обидеть своим сравнением, но сегодня наше правительство во главе с ним напоминает обезьяну в клетке с гранатой в руке. Премьер-министр Армении заявляет, что Декларация независимости и Конституция не являются основанием для существования государств. Сегодня у меня состоялся телефонный разговор с одним из членов нашего движения «Всеармянский фронт», который задал вполне естественный вопрос: «руководителем какой страны является наш премьер-министр? В какой стране он получает зарплату? Его заявление абсурдно».
Мы единственная в мире страна, руководитель которой громогласно заявляет, что Конституция и Декларация о независимости неправильные. Возможно, люди ошиблись, проголосовав за человека, не имеющего никакого отношения к защите Родины. Наверное, поэтому он позволяет себе демонстрировать подобное отношение к государству и его символам, делать такие заявления.
Мы очень хорошо относимся к восхваляемым им США, но он, кажется, любит какие-то другие Соединенные Штаты Америки. Конституция США принята раз и навсегда, хотя с течением времени в неё вносились различные поправки. Это сделано для того, чтобы ни один президент не позволил себе ничего подобного. Даже если возникает необходимость в корректировке Основного Закона, к действующей Конституции необходимо проявлять уважение.
Я считаю, наши суды должны отреагировать на это оскорбление Декларации и Конституции. Полагаю, что это уголовно наказуемое деяние. Я не удивлен: этот человек не впервые делает подобные заявления. Он хочет, чтобы о нём говорили, неважно, хорошо или плохо. Тем самым он решает только одну проблему. Велосипедные прогулки, фотографии в Фейсбуке, смена имиджа делаются с одной целью – привлечь к себе всё внимание, сделать так, чтобы люди вдруг не заинтересовались идеями других партий. Всё, что угодно, лишь бы о нём говорили, лишь бы не выпадать из поля зрения, не дать возникнуть партии или движению, которые положат конец его правлению.
Что касается его заявлений о добровольцах: они были во всех войнах, во всех странах. Но он путает контрактную службу с добровольцами. Если доброволец получает зарплату, он уже не доброволец, а служащий по контракту. Он не различает даже этого.
Армянские добровольцы защищали Родину в 90-ые, когда у нас не было армии. Задача государства – ввести воинов-добровольцев в правовое поле. Контрактник заключает контракт с государством и получает зарплату. В США служба контрактная, не призывная, как известно. Премьер-министр берётся судить, не зная элементарных вещей.
Он призывает не сакрализовать армию. Я обращаюсь к офицерам и генералам: он готовит почву для того, чтобы в будущем сказать, что армия нам не нужна, а затем, в очередной раз сдав армянские земли, арестовать многих из вас. Сегодня он уволил некоторых министров, руководителей, судей, кое-кто сам ушёл в отставку…
В 90-х был президент, не буду называть его имени, который чуть не каждое утро начинал с увольнял всех членов правительства. Мне кажется, мы сейчас оказались в ситуации, которую летчики называют турбулентностью. Повторяю: этот человек решает личные вопросы, он ради власти с легкостью отказывается от людей, которые четыре с лишним года оставались преданными ему.
— Недавно Вы обратились с открытым письмом к правительству и лично к Николу Пашиняну, в котором выступили от имени семей пропавших без вести, насильно удерживаемых и военнопленных. Почему власти Армении не предпринимают необходимых шагов по возвращению на Родину наших пленных, а также членов военно-политического руководства Арцаха? Интересно, какие шаги в данной ситуации предприняли бы Вы, если бы были главой государства?
— На посту министра обороны РА я принимал конкретные меры, вёл переговоры, были некоторые успехи. Не хочу говорить, что бы я сделал, будь я главой страны. «Если бы» - неудачное слово, мне не нравится условность. Я могу сказать, что должно делать нынешнее руководство государства.
Есть два пути. Первый - создать сильную страну и вести переговоры на равных. Но этот человек не может создать сильную страну, поскольку он не руководитель и никогда им не был. Надо уметь развивать страну, выступать перед миром как руководитель сильного государства. К примеру, Израиль территориально меньше Армении, но его руководители сумели укрепить страну, поэтому и вызывают доверие у тех, на кого опираются. А у нас проблемы с внешним миром. Как только Пашинян приехал в Москву, президент Грузии заявил, что Лори – грузинская земля… Знаете, в школе, к сожалению, слабые дети вызывают насмешки. Если мы слабы, нам будут наносить удары со всех сторон. Азербайджан отнял у нас Арцах, вошёл на территорию Армении, а руководство нашей страны сегодня говорит, что мы должны заключить с ними мирный договор. Если наших пленных удерживают в Баку, то почему бы главе другого государства не заявить, что у него к нам есть территориальные претензии. Так что первый путь для возвращения пленных – создание сильного государства.
Второй – обмен пленными, то есть и у нас должны быть плененные солдаты противника.
Да не обвинят меня в пропаганде, но существуют только эти два способа возвращения пленных. Ну, если только в один прекрасный день президент Азербайджана не решит вдруг освободить всех пленных. Но это маловероятно, тем более в отношении военно-политического руководства Арцаха.
Действительно, мы выступили с открытым письмом, передали его в правительство, Конституционный Суд, ждём ответа. Всё ещё ждём. У нас есть план действий на тот случай, если мы не дождёмся ответа, или если полученный ответ не устроит нас. Трибунал национальной гордости вынес слишком мягкое решение в отношении Никола Пашиняна, он может его пересмотреть.
В отношении других должностных лиц, в частности из следственной службы, прокуратуры и пр., я предложил бы не отходить от буквы закона и не добиваться от них показаний принуждением или запугиванием. Я уже говорил, мы знаем всех поименно. Возможно, уже в ближайшее время мы начнём определенные действия в отношении конкретных лиц, которые в нарушение закона, выполняя распоряжение руководителя страны, возбуждали уголовные дела, пытались пополнить бюджет руками прокуроров и следователей. Вы понимаете, что происходит: пытаются продать наши святыни, чтобы пополнить бюджет. Продают здания университетов, научно-образовательных учреждений, где получали образование несколько поколений. Это попытка сломить хребет нашему народу.
В Армении проживают около трех миллионов человек, а они делают вид, будто не знают, кто занимается наркотическими средствами, не знают, кто покрывает преступников, кто замял реальные преступления, не знают, что происходит в среде молодежи! Не знают, кто в рядах их же партии («Гражданский договор» - прим.) употребляет наркотики! Разве мы не знаем, кто их покровители? Страна превратилась в Чикаго 1930-х годов: каждый день мы читаем об убийствах, разве власти не могут это пресечь? Они направили все свои силы на преследование своих политических противников, генералов. У них нет ничего святого, они могут из-за отца арестовать сына, есть факты, подтверждающие это. Как такое возможно? До сих пор мы не говорили обо всём этом, я не представляю, как такое возможно.
Совершенно некомпетентные люди позволяют себе судить о генералах, критиковать их. Народ должен понять, что офицер – это национальная гордость, самый важный для страны человек. Нам надо понять, какие сферы имеют национальное значение – как мы воспитываем детей, для какой страны их растим.
В нашей стране утрачены все идеи, единственной идеей стало получение денег, и это касается прежде всего его (Н. Пашиняна – прим.). Бюджет в основном пополняется за счёт сферы обслуживания, за одним-двумя исключениями, так не должно быть.
Предполагаю, имеет место коррупция огромных масштабов, во главе которой стоит сам премьер-министр. В настоящее время мы проверяем эти сведения.
— В предыдущем интервью Вы коснулись решений Трибунала национальной гордости и сказали, что, согласно закону, 30 дней будете ждать ответ, после чего предпримете шаги в соответствии с Вашей дорожной картой. Напомню, в начале октября члены партии «Всеармянский фронт» передали решение Трибунала в аппарат Никола Пашиняна, в министерства иностранных и внутренних дел, прокуратуру и СНБ. Вопрос: есть ли ответ из этих ведомств? Если нет, то какими будут Ваши последующие действия?
— Вы совершенно правы, мы прождали 30 дней и уже принимаем меры. Готовим документы. Если помните, мы вручали решение Трибунала в разные дни: где-то раньше, где-то позже. Мы получили только один ответ – от премьер-министра. Он был направлен на имя одного из членов движения «Всеармянский фронт». Это был ответ на вопрос о возвращении пленных, который был перенаправлен в Министерство иностранных дел и Службу национальной безопасности. Но относительно решения Трибунала мы не дождались, ни ответа, ни выраженного мнения. Сразу же по истечении 30 дней мы приступили к работе. В ближайшее время будут результаты, и Трибунал, насколько мне известно, уже изучает деятельность лиц, которым было вручено Решение. Что же касается работы нашего Движения, решения приняты, проведено несколько заседаний, мы становимся активнее. Если в Гюмри состоятся выборы, возможно, мы примем в них участие. Мы и в дальнейшем будем внимательно следить за событиями в политической жизни и участвовать в них. Об остальных наших шагах я не буду говорить заранее, но мы уже достигли определенных успехов в некоторых областях, работа продолжается.
— Господин Карапетян, предлагаю завершить интервью ещё одним важным для Армении вопросом. Он касается экономических и социальных проблем нашей страны. Оглашу несколько цифр. Вместо обещанных семи процентов экономического роста в 2025 году ожидается не выше 5,6 процента. В промышленности рост нулевой. Отменены привилегии подоходного налога. Правительство постоянно увеличивает налоговое бремя на предприятия малого бизнеса. Иностранный капитал уходит из страны. После 1 января 2025 года ожидается рост цен: повысится налог на недвижимость, налог с оборота. Стоимость одной поездки на транспорте возрастет до 300 драмов. Однако повышение минимальной заработной платы или пенсий не предусмотрено. Это приведёт к обострению социальной ситуации в стране. Вместе с тем ужасающих размеров достиг госдолг, приблизившись к сумме в 12 млрд долларов США. Какой, по-Вашему, должна быть экономическая и социальная политика страны, по сути, находящейся в состоянии войны?
— Все происходящее, в том числе события последних двух дней, свидетельствует о том, что государство не имеет программы действий ни в одной области. Шесть лет парламент работает в нынешнем составе. За это время он не принял ни одного закона в интересах граждан Армении. Все законы принимались под диктовку иных стран. Европейцы предоставили кредиты, а следом потребовали принять перечень чуждых нам законов. Парламент не работает во имя народа Армении.
У правительства нет программы развития экономики. Не разработана даже программа регулирования транспортных цен. Повысить стоимость поездки со ста драмов до трехсот значит не иметь программы. Повышение на 10 драмов могло бы означать, что подорожание обусловлено чем-то, скажем, инфляцией. Но повышение цен втрое говорит о том, что власть занимается лишь дешёвой самопопуляризацией. Могу рассказать, что будет дальше. Через какое-то время глава правительства заявит: я против подорожания втрое, стоимость должна составлять 200 драмов и ему будут дружно аплодировать! Обычный PR-ход. Во всех сферах деятельности государства хаос, откровенный хаос.
С течением времени ситуация будет только ухудшаться. Для такой страны, как наша, внешний долг в 12 млрд долларов – проблема национальной безопасности. Скорее всего, в следующем году будет получен ещё один кредит в пределах 1 млрд американских долларом. На что расходуются эти деньги? 12 млрд долларов в пересчёте на каждого гражданина Армении – значительная сумма. Кому она выплачивается и за что? Какие премии получают сотрудники сфер, в которых рост преступности составил 60 процентов, причём большую их часть составляют убийства? Армения превратилась в страну наркотуризма. И в такой стране мы будем воспитывать наших детей?! Ситуация просто неуправляемая.
Вчера смотрел передачу Front TV из Гюмри. Журналист задавал вопросы жителям города. Очень грустная картина. Одна женщина говорит: «Дела идут неплохо, сегодня продала один килограмм сыра». Жители Гюмри в бедственном положении.
Никол Пашинян – шоумен. Не оскорбляю никого лично, говорю об идее. Теперь он меняет имидж. Говорит о новой стране, новых идеях – ну прямо-таки дедушка Ленин. Посмотрим, в каком облике он появится дальше. Гитлера? Муссолини? Им нужно уйти как можно скорее. Чём дольше они останутся у руля страны, тем тяжелее будет их будущее после того, как они уйдут в отставку.
Хочу ещё раз обратиться к нашей нации. Народы, павшие в сражении, поднимаются вновь, а те кто, сдается – исчезают. К этим словам надо отнестись со всей серьёзностью. Борьба ведётся во всех сферах, не только на границе. Будущим руководителем Армении должен стать человек, хотя бы знающий, что такое безопасность.
Пресс-служба движения «Всеармянский фронт»