С учетом многолетнего режима санкций против Ирана такие меры вряд ли будут эффективны - теневой флот танкеров, меняющих названия и флаги, а также многочисленные посреднические компании позволяют уклоняться от рестрикций.
Москва, 15 ноя - ИА Neftegaz.RU. США ввели санкции против компаний, физических лиц и судов, которые посчитали связанными с продажей нефти в интересах Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части иранских вооруженных сил) и йеменского движения Ансар Аллах (хуситов).
Об этом Госдеп и Минфин США сообщили 14 ноября 2024 г.
Перекрытие финансирования КСИР и иранских прокси
Согласно заявлению Госдепа США:
- США вводят санкции против 26 организаций, физических лиц и судов, входящих в сеть, связанную с базирующейся в Сирии компанией Al-Qatirji, которая связана с КСИР и хуситами,
- Al-Qatirji позволила КСИР получить доход в сотни миллионов долларов в год, отмывая доходы от продажи иранской нефти, а затем сознательно финансируя нападения, совершаемые хуситами, в объеме миллионы долларов в месяц,
- действия США направлены на разрушение сетей продажи нефти, через которые идет финансирование КСИР и его прокси, что способствует продолжающейся региональной нестабильности и конфликтам.
Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) дало пояснения о том, как, по мнению США, работала финансовая схема, организованная конгломератом Al-Qatirji.
По версии OFAC:
- Al-Qatirji ранее содействовала продаже топлива сирийским режимом и Исламским государством Ирака и Леванта (ИГИЛ, запрещенная в РФ террористическая организация), а сейчас превратилась в один из основных каналов финансирования КСИР,
- компания была внесена в санкционный список еще в сентябре 2018 г. за связи с правительством Сирии,
- тем не менее, Al-Qatirji экспортирует миллионы баррелей иранской нефти в Сирию и Восточную Азию, в т.ч. в Китай,
- большая получаемого дохода отмывается через крупные города, такие как Стамбул и Бейрут,
- по состоянию на 2024 г. Al-Qatirji стала одним из основных финансовых каналов КСИР, часть доходов от продажи нефти в конечном итоге отправляется хуситам.
Что заблокировали США?
Против Al-Qatirji, ее руководства, используемых
танкеров и их операторов и зарегистрированных судовладельцев введены блокирующие санкции.
В частности, по данным OFAC, Al-Qatirji контролирует танкеры, используемые для транспортировки иранской нефти, в связи с чем против них введены блокирующие санкции:
- Baron (a.k.a. Daran, a.k.a. Upman, IMO: 9080493, флаг Гайаны),
- Romina (IMO: 9114608, флаг Ирана),
- Chloe (a.k.a Sam 121, IMO: 9173745, флаг Гайаны),
- Joel (IMO: 9198094, флаг Палау),
- Lotus (IMO: 9203784, флаг Ирана),
- Rex 1 (IMO: 9219056, флаг Панамы),
- Ramona I (a.k.a. Shadi, IMO: 9233222, флаг Гайаны),
- Lelia (IMO: 9258870, флаг Барбадоса),
- Eline (IMO: 9292486, флаг Барбадоса),
- Celine (IMO: 9305609, флаг Панамы),
- Star 5 (IMO 9150377, флаг Ирана).
Еще 2 танкера, ранее находившиеся под санкциями США в связи с Венесуэлой, OFAC переквалифицировал как контролируемые Al-Qatirji:
- Mia (a.k.a. Freedom, a.k.a. Magus, IMO: 9018464, флаг Гайаны),
- Lia (a.k.a. Domani, a.k.a. Gerd Knutsen, a.k.a Serenity, IMO: 9041057, флаг Гайаны).
Также под санкции США попали компании Salina Ship Management Pvt Ltd, Bluespectrum Shipping S.A, Softwater Navigation Holding Ltd., Pearl Shipping & Trading Ltd, Elias Shipping & Trading Group SA, Moshtaq Tejarat Sanat Co JSC, Nativa Management Ltd, Amitis Jazireh Kish Ship Management Co LLC и Veline Shiptrade Incorporated, которые OFAC посчитало связанными с Al-Qatirji и подсанкционными танкерами.
С учетом многолетнего режима санкций против Ирана такие меры вряд ли будут эффективны - теневой флот танкеров, меняющих названия и флаги, а также многочисленные посреднические компании позволяют уклоняться от рестрикций.
По оценкам S&P Global, Иран контролирует 155 танкеров теневого флота общим дедвейтом 35,7 млн т (для сравнения: под российским контролем
586 судов общим дедвейтом 57,2 млн т).
Из этого числа 93 танкера относятся к типоразмеру VLCC, Suezmax - 30, LR2/Aframax - 17, MR - 12, LR1/Panamax - 3.
Более того, иранские власти объявили о своей готовности к возможным ограничениям на экспорт
нефти в связи с вступлением
Д. Трампа в должность президента США в январе 2025 г.
Конгрессмен Э. Стефаник, которая может быть назначена Д. Трампом на пост представителя США при ООН, заявила, что Вашингтон продолжит придерживаться политики максимального давления на Тегеран после возвращения республиканца в Белый дом.
The Wall Street Journal написала, что Д. Трамп намерен существенно усилить санкционное давление на Иран и закрыть для него возможности экспортировать нефть, что может затронуть и китайские порты, принимающие иранские нефтяные поставки.
Глава Миннефти Ирана М. Пакнежад по итогам заседания правительства
заверил, что нефтяной сектор Ирана уже предусмотрел некоторые действия в соответствии с ограничениями, которые могут возникнуть с приходом Д. Трампа.