На заседании 25 октября регулятор рассматривал повышение ключевой ставки на 3 процентных пункта — до 22%, чтобы быстрее снизить инфляцию и инфляционные ожидания. Однако совет директоров посчитал, что столь радикальная мера может привести к росту волатильности на финансовых рынках
Центробанк считает вероятность повышения ключевой ставки на декабрьском заседании совета директоров очень высокой, однако не исключает и другие сценарии. Предпосылок к смягчению денежно-кредитной политики регулятор пока не видит. Об этом говорится в резюме обсуждения ставки на октябрьском заседании, по итогам которого ключевая ставка была повышена с 19% до 21%.
Также стало известно, что участники дискуссии предлагали повышение сразу до 22% годовых. Но эту идею большинство посчитало слишком радикальной, столь резкое изменение ставки могло бы привести к волатильности на финансовых рынках, заключает ЦБ.
При этом регулятор опубликовал свой прогноз по средней ключевой ставке на ближайшие три года. Судя по всему, начиная с середины 2025 года Банк России рассчитывает перейти к снижению. Через два года среднегодовая ключевая ставка будет находиться в диапазоне 12-13%, а в 2027 — 7,5-8,5%.
Эти ожидания комментируетэксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Если Банк России реализует резкое повышение ключевой ставки сразу на 2 процентных пункта, следующее повышение не может быть меньше предыдущего, то есть повышение всего лишь на 1 процентный пункт в декабре выглядит скорее как слабость мегарегулятора, нежели как сила, потому что глубина эффекта тоже снижается. Создан усиленный темп — ускоренное повышение ставки, очевидно, что в декабре, если заседание состоится, повышение может составить сразу 2 процентных пункта. Таким образом, ключевая ставка может подрасти до 23%. Ключевая ставка угнетает потребление и потребительский сектор, снижая темпы впрыскивания денежной массы в текущее потребление, потребительское кредитование и так далее. Но, поскольку все-таки первопричина находится на внешнем контуре и она связана с санкционным давлением, с подорожанием импорта, с госрасходами, в этом смысле Банк России на это никак не влияет, у нас получается ситуация, когда мы ради того, чтобы снизить общую температуру, усиленно охлаждаем только часть помещения, а вторая находится в перегретом состоянии. В этом смысле у Банка России всего лишь один инструмент, и мы прекрасно понимаем, что, если в оркестре только скрипка, симфонического оркестра не получится — остальные инструменты просто молчат».
Снижение инфляции и, соответственно, эффект от роста ключевой ставки зависят в том числе и от стратегии работы бизнеса, считает замдиректора департамента управления активами «Альфа-капитала» Владимир Брагин:
Владимир Брагин замдиректора департамента управления активами «Альфа-капитала»«Исходя из того, что ЦБ видит, что инфляция пока не замедляется, но ожидает, что его действия, в частности повышение ставки, которое уже было произведено в течение последнего года, наконец начнут сказываться на охлаждении экономики, инфляция начнет замедляться, наверное, ЦБ уже сможет перейти к смягчению денежно-кредитной политики Это тот прогноз, который видит сейчас ЦБ. Если смотреть на те прогнозы, которые делал ЦБ год назад, очевидно, они не сбылись, два года назад тоже не сбылись. Эти прогнозы не для того, чтобы сбываться, это прогноз развития ситуации, той динамики, которую ЦБ видит сейчас, это некая констатация текущего состояния дел. Причем, как показывает практика, вероятность того, что она сбудется именно так, как видит ЦБ, достаточно низкая. Еще очень важно, что чем больше рынок уверен в том, что ЦБ будет снижать ставку в скором времени, тем меньше вероятность такого снижения, потому что, когда компании испытывают финансовые сложности из-за высоких ставок и понимают, что есть выбор между тем, чтобы сократить объемы инвестиций и усилия по расширению производства, либо все-таки исходить из того, что эта ситуация высоких ставок временна и ее нужно просто немножко перетерпеть, ожидание будущего снижения ставок будет способствовать тому, что больше компаний будет выбирать стратегию перетерпеть, а значит, менее активно будет происходить снижение деловой активности из-за высоких ставок, а значит, меньше будет эффект на инфляцию от этих высоких ставок».
Ранее предприниматели, опрошенные Business FM, рассказывали, что рост затрат из-за высоких ставок перекладывается в стоимость продуктов, но они продолжают брать кредиты, несмотря на невыгодные условия. В частности, на высокую закредитованность бизнеса в конце октября обратил внимание Владимир Путин. Президент призвал следить за этим параметром.