В преддверии торжественного открытия очной части конкурсных испытаний XI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2024» пресс-служба МГППУ взяла интервью у руководителя организации-победителя конкурса прошлого года в номинации "Лучший инклюзивный детский сад" Максима Павловича Астраханцева, директора Детского сада ЧОУ «Точка будущего», (Иркутск).
Почему решили участвовать в ЛИШ-2023? Как конкурс повлиял на жизнь организации, а главное - детей?
«ЧОУ «Точка будущего» - молодая инклюзивная организация. И нам было очень важно со старта получать объективную обратную связь относительного своего становления. Поэтому участие в конкурсе мы рассматривали как возможность получить обратную связь от экспертного сообщества. Вместе с тем, для нас это возможность найти единомышленников, партнеров и просто друзей.
Конечно, победа в ЛИШ стала большой радостью для всего коллектива. Она была воспринята как признание большой проделанной работы. Победа вдохновила нас на дальнейшее движением вперед. Так, мы провели первую межрегиональную научно-практическую конференцию. Так, среди участников нашего мероприятия был детский сад «Виниклюзия» из г. Новый Уренгой – также победители конкурса ЛИШ в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». А уже осенью этого года мы приняли участие в организованной ими конференции. Считаем это уже полноценной дружбой.
Победа в конкурсе также стала для нас большим толчком в направлении усиления работы по формированию инклюзивной грамотности. За год успешно реализованы совместные проекты педагогов, детей и родителей: «Иппотерапия» (автор - ученица 8 класса Таисия Безносова), создание коллекции инклюзивной одежды» (автор - тьютор Еременко И. А). Дети с ОВЗ детского сада получили возможность заниматься верховой ездой совместно с нормотипичными детьми, а также участвовали в апробации универсальной одежды, учитывающие особенности физического и ментального здоровья детей».
Как конкурс повлиял на профессиональное развитие сотрудников?
«Мы всегда говорим, что подобные конкурсы можно спокойно приравнивать к высокоинтенсивным программа повышения квалификации. Помимо обычной насмотренности на конкурсных материалах и, соответственно, практиках других участников, мы вступили в устойчивое профессиональное общение с членами жюри (в части экспертного сопровождения нашей работы).
По итогам мероприятия на нашем научно-методическом совете был представлен и опыт участия в ЛИШ, и интересные идеи, подходы, которые мы увидели у других конкурсантов. Многие из них помогли нам за год усилить собственную работу, деятельность конкретных специалистов».
Расскажите, пожалуйста, об интересных решениях, которые Вы реализовали у себя или которые представляли на конкурсе?
«Большое внимание на конкурсе мы уделили вариативности форм включения детей с ОВЗ в инклюзивное образовательное пространство. Одна из таких уникальных форм - создание диагностического класса на этапе перехода детей из детского сада в 1 класс школы. В прошедшем учебном году у нас принципиально на другом уровне продолжил работу диагностический класс: по итогам года мы добились высоких результатов в выравнивании стартовых возможностей детей дошкольного возраста. Ученики диагностического класса после года усиленной индивидуальной коррекционной работы успешно приступи к освоению основных образовательных программ в условиях инклюзивного класса.
Очень востребованным остается видеомониторинг индивидуального развития детей с ОВЗ, а также видеоуроки для родителей детей с ОВЗ. Это позволяет наглядно фиксировать, демонстрировать родителям и педагогам, какие значительные изменения происходят в развитии детей с ОВЗ: как развивается речь, социальные навыки, продуктивная деятельность».