Современный пассажирский самолет – это дорого. Например, cреднемагистральный Airbus A320 обойдется плюс-минус в 100 млн долларов.
По сегодняшнему курсу это около 40 тонн серебра или тонна золота. Будь Кортес нашим современником, он отыскал бы Эльдорадо в Сиэтле, Иркутске, Гамбурге или Шанхае – там расположены главные линии сборки пассажирских самолетов.
100 млн – это один самолет. А теперь представьте сколько стоит завод, который их производит? Несоизмеримо больше. Именно поэтому авиалайнеры создают в глубокой международной кооперации. Условно, двигатель – в Штатах, кабину – во Франции, подлокотники доверили испанцам, все при деле. Но есть нюанс. Это работает, если на вас не наложили больше 21 000 санкций.
Вернемся к технике. Современный пассажирский самолет – это сложно.
Почему? Дело в том, что современному лайнеру нужны свойства, которые очень трудно совместить. Он должен быть легким, но прочным, с мощными двигателями, но потреблять мало топлива, иметь самую высокотехнологичную электронику на борту, но быть исключительно надежным, комфортный и широкий салон, но прекрасную аэродинамику. Только такой пассажирский самолет купят авиакомпании.
Поэтому во всем мире на авиацию работают лучшие умы. Это миллиарды инвестиций в науку, десятилетия исследований, сотни ноу-хау. Например, только на создание двигателей потребуется больше 10 лет.
Достаточно сказать, что полным спектром технологий, чтобы самостоятельно построить пассажирский самолет сегодня владеет только пять стран в мире: США, Китай, Франция, Великобритания и Россия. Даже Япония не смогла войти в этот клуб. Недавно прототип японского авиалайнера SpaceJet пустили на слом, построив всего 8 самолетов. Проект обошелся в 7,6 млрд долларов. На эти деньги можно было построить 78 супертанкеров – огромных кораблей, длинной 400 метров каждый. Кстати, на проект ушло 17 лет, самолет так и не пошел в серию.
Никто не должен торопиться
Конечно, бывает по-другому. В 2011 году Boeing решил создать новый Boeing 737MAX. "Эффективные менеджеры" уложили проект в сроки – в 2017 году самолет вышел на линии. Но самолет оказался "сырым". Это привело к двум катастрофам, которые забрали 346 жизней. В итоге проект с переменным успехом доводят до ума уже 14 год. Правда, самолет до сих пор теряет в полете аварийные двери, как в январе этого года.
Теперь Boeing не спешит. Например, новый Boeing777X «опоздает» в авиакомпании минимум на 6 лет. Так, Emiratesждут его только в 2026 году.
"Никто не должен торопиться, и все исправления должны выполняться открыто, прозрачно и занимать столько времени, сколько потребуется", — заявил генеральный директор Emirates Тим Кларк.
Приоритет – безопасность. К слову, самолет доводят создают уже 13 лет. И это без санкций.
Еще пример. Сегодня Airbus работает над новым Airbus A321XLR. Это дальнемагистральная модификация европейского "хита" – A321neo. Самолет хотели запустить в серию в 2022 году. Сроки проекта ушли «вправо» – спустя два года самолет все еще не вышел на линии.
"Это другое" (с)
Хорошая новость – на «Боингах» мы больше летать не будем. Их место займут новые российские самолеты. Но не будем кривить душой, наши тоже «валят» сроки. Причина на поверхности – проекты создавали в международной кооперации. Помните про экономику? Затем пошли санкции. Сначала «партнеры» отказались поставлять композиты для крыла, затем двигатели и другие системы. Вот она обратная сторона глобализации.
Кстати, даже Китай, пока ставит на свои самолеты западные движки. Как долго еще? Покажет время.
Сегодня Россия – единственная страна, которая производит современные пассажирские самолеты только своими силами. При этом мы восстанавливаем целые отрасли и развиваем науку. Это даст стране новые «крылья» и импульс экономике.
Наши инженеры создают десятки компонентов самолетов с нуля. Разработаны композитные материалы для МС-21 – отечественное «черное» крыло. В серию уже пошли полностью российские двигатели ПД-14. Опытные образцы отечественного, как говорится, до последнего винтика МС-21 готовят к испытаниям.
Важно не совершить чужих ошибок – не торопиться. Прежде всего самолеты должны быть безопасными. Остальное нагоним.