Каждому, кто сейчас впервые оказывается на Кенозере, кажется удивительным — посреди большого зарастающего поля виднеется часовня. Когда-то она располагалась в большой деревне Немяте, дома которой стояли в ряд на пологом берегу озера. За дворами мимо этой часовни пролегал Пудожский тракт – уездная дорога, связывающая все сёла и деревни от Конёво до Пудожа. Здесь, в кенозерском крае, первой и главной деревней была Немята, а за ней – Захарова, а потом Екимова.
– Пудожский тракт не используется в Немяте, Екимовой и Захаровой уже сотню лет. Мы хотели показать, что за счёт него в этих деревнях жили самые богатые семьи Кенозерья. Именно здесь была возможность расширять общение и торговлю с другими населёнными пунктами и регионами, всё здесь было завязано на дороге, – пояснила главный хранитель музейных фондов Кенозерского парка Анна Анциферова. – Место, где расположился новый информационный центр, особое для деревни Немята. Когда-то это была праздничная поляна, где никогда ничего не строилось. Когда наступали деревенские праздники, жители Немяты и соседних поселений собирались именно здесь на гуляния. Поскольку самый главный праздник для Немяты это Кириков день, то и поляну мы стали называть «кириковой». И поскольку экспозиция расположена на праздничной поляне, мы хотели отразить на ней радость, в первую очередь. Безусловно, был и тяжёлый труд, и лишения, и войны... Но люди помнили, что есть праздники, которые всегда нужно отмечать, как завещали предки.
Все арт-объекты в новом информационном центре построены государственными инспекторами Кенозерского национального парка по проекту и под руководством главного специалиста отдела развития туризма Евгения Мазилова. Они расположены хронологически, каждый рассказывает про отдельно взятую эпоху. Арт-объект «Верстовой столп» подробно рассказывается про тракт, про Александра Гильфердинга, который записал в Немяте свои лучшие кенозерские былины (из 80 былин 33 записаны в именно Немяте).
Арт-объект «Иконописец» посвящён часовне Трёх святителей Вселенских в Немяте, где когда-то было установлено шестнадцатигранное «небо», которое сейчас хранится в музее «Рухлядный амбар». Иконы из неё не сохранились, но это «небо» уникально для всего Кенозерья тем, что его общий фон не голубой, не синий, а золотой. Это говорит о том, что использовались более дорогие материалы, так как деревня Немята была зажиточной. Здесь же представлен рассказ про часовни, располагавшиеся в Немяте, Захаровой и Екимовой. Их здесь было пять.
Арт-объект «Купец» и торговый прилавок символизируют важность торговли для тракта, которая обеспечивала хороший достаток местным жителям. Здесь есть информация про семью Нечаевых, у которых были миллионные сделки с Каргополем и другими городами. Про семью Максимовых-Кириковых – им принадлежал примечательный дом-двойня. Они скупали скот и гоняли его на продажу в Пудож и Санкт-Петербруг.
Арт-объект «Дом» рассказывает личные истории местных жителей. А ещё здесь представлена информация про больницу в Немяте, где лечили людей со всего Кенозера.
Арт-объект «Птица» посвящён известному сказочнику Александру Николаевичу Нечаеву, который родился в 1902 году в деревне Екимовой. Он рос в необыкновенно красивом месте в «сказочной» атмосфере – его мама Евдокия Федоровна знала великое множество сказок, да и дед – Григорий Степанович Нечаев – староста Кенозерского прихода владел всякими местными премудростями.
Арт-объект «Победители» посвящён участникам войн-уроженцам Немяты, Захаровой, Екимовой. На столе, за которым сидят победители из 1945 года, находится карта с отображением мест, где пали в боях уроженцы деревень, их было 94 человека.
На открытии экспозиции 4 октября присутствовали уроженцы ушедших деревень. Так, начальник Плесецкого сектора Кенозерского парка Сергей Евсеев, родившийся в Немяте, отметил, что новый информационный центр вызвал исключительно положительный эмоциональный отклик у него и у всех присутствовавших.
О смысле проекта, посвящённого ушедшим деревням, рассказала руководитель Кенозерского национального парка Александра Яковлева.
– Мы храним память о наших деревнях, пусть исчезнувших с карт, но оставшихся в воспоминаниях уроженцев этих мест. Мы знаем, как это важно потомкам жителей Немяты, Захаровой, Екимовой. Мы верим, что это нужно всем людям, живущим ныне и в будущем. Эти деревни живы, пока жива память о них, – сказала Александра Яковлева.
Покидать Немяту, Захарову и Екимову жители стали после Великой Отечественной войны. Большая часть немятовцев переселилась в посёлок Поча, где находился Волошёвский лесопункт. Захаровцы переселились в Вершинино, в так называемый район «Новая Захарова». Екимовцы переехали в Вершинино и в другие регионы. Но в деревне Захарова и поныне теплится жизнь в одном доме, где живёт семья Руновых. Эта деревня не ушла в небытие.
Проект «Жизнь на тракте. Куда ушли деревни Немята, Екимова, Захарова...» реализован в партнёрстве с АНО «Кенозерские берега» на средства, предоставленные Фондом президентских грантов.