О своих любимых Учителях рассказала профессор философского факультета МГУ Дарья Павловна Козолупенко. Она признает, что ей везло на хороших преподавателей. Профессор вспоминает лекции выдающихся философов Александра Львовича Доброхотова, Михаила Анатольевича Гарнцева, Вадима Львовича Рабиновича, Вячеслава Семеновича Стёпина. Преподавательница с благодарностью говорит: «Вадим Валерьевич Васильев так вел семинарские занятия, что сложные тексты вдруг обретали простую и понятную структуру. Владимир Сергеевич Кржевов учил видеть скрытую аргументацию. Игорь Константинович Лисеев приобщал к научной жизни, постоянно приглашал на конференции, научные семинары, привлекал к издательским проектам».
Однако самое большое впечатление на Дарью Павловну произвел академик Владислав Александрович Лекторский. «Он был моим научным консультантом по докторской диссертации, — вспоминает профессор. — Это была такая величина, я сначала не поверила даже, что буду с ним работать. Потому что классик, ты его читаешь, человек словно из другого мира. Как Платон или Кант».
При общении с академиком Лекторским обращало на себя внимание сочетание строгости и мягкости. Он внимательно и доброжелательно расспрашивал об исследовательской работе, но сразу было понятно: во внимание принимается каждая деталь, и халтура недопустима. «Когда я получила просмотренный Владиславом Александровичем черновик своей докторской, в нем было столько пометок и исправлений, что красный цвет чуть ли не заслонял собой основной, черный, — признается Дарья Павловна. — И самое главное: все сказанное было очень точно. Были выявлены все болевые точки моей теории, все недочеты. И указывалось на них очень корректно». А еще исследовательницу удивило, как проходило обсуждение ее диссертации. Все читали текст, все высказывались по нему. Владислав Александрович брал слово последним. Не повышая голоса, подчеркивая все важные моменты, замеченные другими, он очень тактично добавлял свой комментарий.
Профессор Козолупенко говорит, что обучая студентов всегда вспоминает академика Лекторского: его обильные, но неизменно корректные комментарии на полях текста и умение вести обсуждение, прислушиваясь к мнению каждого, и подводить итог так, чтобы никого не обидеть, но в то же время выделить необходимость определенных изменений в тексте. Указывать «направление роста» очень мягко, но очень настойчиво.
Доцент факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ Алексей Антонович Никитин своим Учителем считает академика Владимира Александровича Ильина. Одно из ярких впечатлений студенчества — лекции Владимира Александровича по математическому анализу. Алексей Антонович вспоминает, как, будучи второкурсником, задал на перемене вопрос, касающийся признаков сходимости знакопеременных числовых рядов. После перерыва академик объявил, что к нему только что подходил «вдумчивый студент», спросивший о том, чему будет посвящен дальнейший фрагмент лекции.
Этот случай воодушевил молодого человека, и потом он достаточно часто задавал вопросы на перемене и после лекции, а оформление конспектов лекций Владимира Александровича стало для него своеобразным эстетическим ритуалом. Его по-человечески трогало, что занятой преподаватель уделяет ему столько внимания, приглашает пить кофе на кафедре и посещать свой научный семинар, который до сих пор проходит по понедельникам.
В итоге Алексей Никитин стал учеником Владимира Александровича, учился на его кафедре, с удовольствием слушал рассказы академика о науке и жизни… А на пятом курсе профессор Ильин помогал своему студенту после тяжелого испытания. Алексей попал под машину и провел три недели в коме, больше месяца в реанимации. Владимир Александрович, узнав о случившемся, был на связи с его родителями, успокаивал их, а когда ученик пошел на поправку, договорился о продлении сессии и оформил в свой грант. И неоднократно проявлял подобное человеческое участие, когда Алексей стал аспирантом и преподавателем.
Научный сотрудник биологического факультета МГУ, этолог Владимир Семенович Фридман начал рассказ о своих Учителях с цитирования пословицы: «Не люби поноровщика, люби спорщика». Оба значимых для него наставника — орнитолог Владимир Трофимович Бутьев и этолог Геннадий Николаевич Симкин — убедили его в справедливости этой народной мудрости. Обычно человек находит свою исследовательскую тропу, развивая близкие ему идеи, а у Владимира Семеновича получилось так, что его интерес стимулировался чувством несогласия, в частности, он полемизирует с известным зоологом Евгением Пановым, автором книги «Механизмы коммуникации у птиц». И оба его Учителя указывали на то, как важно замечать противоречия между красивой теорией и фактами, а также внутреннюю противоречивость самой теории.
Мы привели здесь всего три рассказа, но и они могут напомнить нашим преподавателям, насколько сильно их труд влияет на судьбы, насколько он осмыслен и — по крайней мере, в долгосрочной перспективе — благодарен.
С праздником вас, дорогие университетские Учителя!