24 января в Якутске прошел незаконный митинг, организованный после смерти на стрелке 26-летнего уроженца Намского улуса. Спустя месяц освещение митинга обернулось рядом неприятностей для редакции SakhaDay. Недоброжелатель написал анонимный донос о том, что корреспондент Виктория Тарабукина находилась на площади Победы, где собирались митингующие.
С тех пор состоялись три суда... И наконец Девятый кассационный суд общей юрисдикции полностью отметил постановление Якутского городского суда с прекращением производства по делу!
Редакция SakhaDay и юрист Марианна Леонтьева (юридическое партнерство «Правозащитник+») смогли доказать, что Виктория Тарабукина выполняла свой профессиональный долг, соответственно, имела право находиться на митинге в целях сбора материалов для своей статьи.
Дело началось неожиданно и нелепо
Звонок в редакцию от представителя правоохранительных органов прозвучал неожиданно. Ведь пошло две недели, о январском митинге все уже забыли, как вспоминает Виктория Тарабукина.
– Я явилась в центр по борьбе с экстремизмом по первому требованию. В тесном кабинете мужчина с заросшей щетиной допрашивал меня два часа, задавая разные вопросы от цели моего прибытия на площадь Победы до на какой цвет светофора переходили дорогу митингующие.
Пару дней спустя в отделе полиции составили протокол (затем его переделали после первого визита в суд), где тоже продержали очень долго в ущерб рабочему времени. Я не понимала, откуда они знают о моем новом адресе (нет прописки), если о переезде знала только семья, – поделилась Виктория.
19 февраля 2024 года постановлением Якутского горсуда Виктория Тарабукина была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ «Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения…» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как доказывали невиновность
Не согласившись, Виктория подала апелляцию в Верховный суд Якутии: попросила прекратить производство по делу, так как не нарушала закон. К тому же, лейтенант М. М. Шеломов, составивший административный протокол, указывал лишь на то, что у Вики не было отличительных знаков представителя СМИ.
9 апреля 2024 года Верховный суд Якутии оставил без изменения постановление Якутского горсуда, жалобу Виктории без удовлетворения.
– Я очень надеялась на Верховный суд. Но когда судья Г. А. Федорова зачитала свое решение: слова легли на душу тяжелым камнем. Я долго приходила в себя от несправедливости… У меня не было надежд на Девятый кассационный суд, но главный редактор Аида Иванова и юрист Марианна Леонтьева убедили не сдаваться.
Кроме того, когда о происходящем написал телеграм-канал «Торбозное радио», то поступило очень много слов поддержки от знакомых и незнакомых читателей. Я очень благодарна всем, кто помогал и поддерживал меня в трудное время. Ваша доброта утешила меня и придала сил! – поделилась Вика.
Решение Верховного суда опиралось на весьма странные аргументы:
«Отличительного знака представителя СМИ она не имела. Характер представленных в деле фотоматериалов свидетельствует о том, что Виктория, присутствуя на публичном мероприятии, не осуществляла деятельность журналиста, не занималась редактированием, созданием, сбором и заготовкой сообщений, а находилась в среде лиц участвующих в публичном мероприятии, проявляя с ними солидарность.»
Отметим, что автор доноса предоставил фотографии и два видео, где Виктория была запечатлена снимающей происходящее на камеру смартфона. Очевидно, она собирала материалы для своего репортажа. К тому же, прямо на улице печатала заметки. До сих пор не понятно, как было сделано утверждение, что Виктория была «лояльна» митингующим. Что касается, отличительного знака поверх зимнего пуховика – это просто смешно. Тем не менее все закончилось позитивно, справедливость восторжествовала!
Статью о митинге, за которую пришлось отбиваться почти 9 месяцев, читайте здесь.