В Оренбурге противостояние фабрики пуховых платков с местными пуховницами длится не первый год. ООО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» является обладателем свидетельства о НМПТ, которое даёт ему исключительные права и законные основания для того, чтобы называть свои платки, палантины, кружева оренбургским пуховым платком.
У потомственных пуховниц, получивших навыки вязания от своих предков и умеющих это делать на высшем уровне, таких оснований, в большинстве своём, нет. То есть связавшая платок из пуха козы оренбургской породы мастерица из Оренбуржья может называть его оренбургским пуховым платком разве что у себя дома на кухне – иначе ей грозит судебное разбирательство. Количество подобных судебных исков растет в геометрической прогрессии. По мнению пуховниц, это может быть связано с долгами бывшего директора фабрики, которого признали банкротом.
Представительницы «Гильдии Пуховниц» пытаются доказать, что промышленники нарушают условия получения НМПТ. Возможно, по иску пуховниц будет принято положительное решение и Роспатент отзовет у фабрики данный документ. В регионе только два крупных предприятия занимаются разведением коз оренбургской породы, и они заявляли, что ООО не закупает у них сырье.
Ольге Ивановне Пышнограевой 68 лет. У нее глаукома, но даже с плохим зрением она умудряется заниматься тонкой работой - вязанием платков. В этом ремесле вся её жизнь. У ее супруга онкозаболевание. Кто бы мог подумать, что в преклонном возрасте её затаскают по судам!
Женщина оформлена как самозанятая, получает минимальную пенсию. Нарушения и спорные наименования не носили массового характера. Мы готовы были заключить мировое соглашение на сумму в 30 000 рублей, предлагали это истцу в судебных заседаниях, но его это не устроило. Фабрика ходатайствовала в суде поднять все поступления на карту пуховницы. Каждый перевод, даже от тех родственников, которых уже нет в живых, приходилось подтверждать и доказывать. Нас очень радует, что решение суда в итоге более чем справедливое. Суд взыскал с пуховницы 14 100 рублей компенсации, хотя изначально фабрика требовала более миллиона рублей! После вступления решения в законную силу, Ольга Ивановна выплатит истцу эту сумму. Позиция крупного промышленника по отношению к таким бабушкам-вязальщицам вызывает лично у меня непонимание. Сейчас я представляю интересы ещё одной пожилой пуховницы, родом с колыбели исконного пуховязания – села Жёлтого Саракташского района, - рассказывает юрист Ирина Лаврина.