YAKUTIA.INFO. Интересную и здравую мысль озвучил в интервью «Якутия.Инфо» бывший президент Якутии Вячеслав Штыров, комментируя развитие Эльгинского угольного проекта в республике.
«Очень хорошо, что «Эльгауголь» поддерживает развитие IT-технологий, разные конкурсы, которые проводятся по киберспорту и другие. Но еще больший вклад в экономику республики был бы, если бы в угольную промышленность привлекались наши специалисты по IT-технологиям в качестве подрядчиков. Более активно надо развивать сотрудничество с Якутским научным центром, Академией наук Республики Саха (Якутия)», - заявил Вячеслав Анатольевич.
Отметим, что идея Штырова не нова и не оригинальна. Экс-президент просто приводит аналогию с тем, как работала советская система. То есть кадры обучали под конкретные цели и задачи экономики. В нашем случае - это добывающая промышленность.
Но складывается впечателение, что идея как будто бы только родилась. Хотя еще в 2018 году при проектировании IT-парка Анатолий Семенов, бывший тогда министром инноваций, заявлял, что мы будем обращаться к недропользователям и заставим их делать отчисления в Фонд развития инноваций в рамках входящего контракта. То есть за вход в республику. Так министр видел взаимодействие с промышленниками. В итоге сегодня далеко не все недропользователи выделяют средства на IT республики. А те, кто выделяет, делает это в рамках собственных программ на свое усмотрение.
Но вернемся к идее Штырова. Ведь он верно подметил, что необходимо привлекать наших айтишников в промышленность, тем самым, давая им дополнительную опору и новые горизонты. Тем более, что глава Якутии Айсен Николаев на Дальневосточном форуме в прошлом году подчеркнул, что: «Сегодня в условиях новых вызовов перед нами стоит конкретная задача кратно усилить наращивание минерально-сырьевой базы нашего государства».
Это значит, что добывающая промышленность будет расти. Кому как не айти-специалистам вслед за бульдозеристами и шахтерами встраиваться и зарабатывать в промышленности в родной республике?
В реальности же сегодня в IT-парке, главном и государственном инкубаторе айтишников можно найти самые разные сферы деятельности, кроме промышленной. Единственное исключение – компания "Смарт Юнит", выходец из IT-парка, которая разарабатывает систему мониторинга авиационных двигателей.
Здесь есть ряд действительно нужных производств и услуг – «Сайберия», «Батрак», «Сахадроны». Множество веб-разработчиков и бытовых приложений. Ну, а некоторые проекты могли бы жить и без IT-парка. Например, здесь сидят строители, производители фасадов, чая, охотничьих манков, студия рисования, электрики, мебельщики, продавцы краски. И поэтому в целом – это инкубатор самых разнообразных самотечных проектов вне государственной стратегии.
По всей видимости, идея взращивания новой поросли техно-специалистов понимается руководителями инновационной отрасли, как содержание эдакой чашки Петри с бесплатными помещениями, хакатанами-креатонами и прочими акселераторами в надежде на появление колоний специалистов и единорогов. Ведь инфраструктура парка - это вроде как не образовательное учреждение, а остров возможностей для талантов. При этом наши образовательные учреждения не выпускают айтишников.
Тогда возникает вопрос - в чем наша IT-стратегия? Поставить рекорд по количеству проведенных хакатонов или соответсвовать запросам времени, которые озвучивает Ил Дархан?
Почему бы IT-парку активнее не прорабатывать запросы промышленности и не стимулировать работу резидентов в этом направлении? Ведь цели парка не заканчиваются на менеджменте аренды помещений и устроительстве ивентов? Этим занимаются гостиницы. Тот же вопрос в адрес Фонда развития инноваций.
Необходимо поставить перед лелеемыми республикой ребятами в очках и модных кроссовках реальные задачи экономики. Необходимо свести их с промышленностью и поддерживать до определенного результата. Есть ведь у нас прекрасный опыт программы «Местные кадры – в промышленность».
В общем, не пора ли провести ревизию целей и задач IT в Якутии? Потому что, если приглядеться, то оказывается, что наши айтишники занимаются кто во что горазд по велению "невидимой руки рынка".