Всю свою историю чукчи обходились вообще без фамилий. Использовались имена, прозвища и клички. Были выработаны особые традиции, так, младенец получал имя от деда, отца или случайного прохожего на пятый день. Видный чукотский писатель Юрий Рытхэу указывает, что фамилии появились лишь с приходом советской власти. Ему давал имя местный шаман, для церемонии использовали священный огонь, в который произносили различные слова. По колебаниям пламени и определялось имя.
Система присвоение имен у чукчей совершенно необычная. Они не имеют особых табу или запретов. Считается нормальным назвать ребенка Уа-Уа или Лелекай. Многие имена не только сложны для произношения, но и обладают откровенно похабным подтекстом.
Однако зачастую имена присваивают с определенным смыслом. Нормальным считается назвать девочку «Знающей» – на местном наречии Гивэнвнэут, а крепкого мальца – Омрын, что переводится как «Силач». Если при родах ребенок терял сознание или проявлял мало активности, его могли назвать «Умершим» – Вьинэвыт..
Существовало разделение на имена для девочек и мальчиков. Одно имя могло применяться для мужчины и женщины, меняется лишь окончание гын и ал. Крайне редко имена меняли, и особенно это было распространено среди вождей и шаманов. Девочку нарекали как мальчика. Особая процедура и другой тип имени должен оберегать важного человека от многих невзгод в жизни.
Многие коренные народности с приходом центральной власти активно брали русские имена уже с XVIII века. Однако, согласно исследованию Владимира Богораза в фундаментальной книге «Чукчи» – коренная народность не брала русские имена. Это делали только юкагиры.
Желающие работать и вести дела вынуждены были креститься. Так Чечки становились Иванами. Иногда произношение почти не изменялось, например, Некрас – становился Некрасовым. Большой вклад внесли казаки, так появилась масса юкагиров с казачьими фамилиями Бессонов, Тренько.
Многие века сотрудничества меняли устои, все больше появлялось русских имен среди чукчей. Первое время имелось фактически два имени. Для русских человек был Николаем или Валентиной, а вот внутри общины его звали более близкими по звучанию именами — Колякай или Валиана.
Лишь в советское время с обязательным требованием паспортов, массово стали систематизировать имена, появились записанные и устоявшиеся фамилии. Тан-Богораз в своем исследовании писал, что изначально все предприятие двигалось медленно. Коренные народы не хотели брать русские имена и не откликались на то, что записано в паспорте.
Писатель Юрий Рытхэу описывает ситуацию: он пошел получать паспорт, но ему первый раз отказали. Не была заполнена графа имя и отчество. Решение пришло просто: будущий писатель, недолго думая, внес данные знакомого русского метеоролога – Юрий Сергеевич.
Сейчас наблюдается обратная тенденция. Все больше чукчей регистрируют родовые имена и фамилии. Не так давно весь рунет взорвался от фамилии Выквырагтыргыргын – «могучий» или «богатырь», которая считается самой сложной и длинной в России.