Владимир Путин предложил подумать над «определенными ограничениями» поставок никеля, урана, титана и других позиций на внешний рынок. Российский лидер при этом подчеркнул, что это не должно идти во вред нашей стране. Об этом он заявил на совещании правительства, прошедшем 11 сентября. В экспертном сообществе полагают, что подобные меры помогли бы во-первых, лучше обеспечить внутренний рынок, а во-вторых, перестроить поставки сырья из недружественных стран в дружественные. Кроме того, на совещании обсуждались вопросы социально-экономического развития — итоги реализации индивидуальных программ в регионах, ситуация вокруг северного завоза и успехи в импортозамещении.
Владимир Путин провел по видеосвязи совещание правительства. Центральной темой встречи стали итоги реализации индивидуальных программ развития регионов, запущенных в 2020 году по поручению главы государства. В течение четырех лет они реализовывались в Адыгее, Алтайском крае, Калмыкии, Карелии, Курганской области, Марий Эл, Псковской области, Республике Алтай, Туве и Чувашии. Их основной целью стало создание условий для опережающего социально-экономического развития, снижение безработицы и уровня бедности, а также улучшение показателей по темпам роста инвестиций в основной капитал и реального среднедушевого денежного дохода населения.
— Создано 15 тыс. рабочих мест — это 98% от плана, привлечено 111 млрд рублей инвестиций — на треть больше, чем предполагалось изначально. Показатели бедности, безработицы в среднем по десятке регионов снижаются в два раза быстрее, чем в среднем по стране. Чтобы поддержать взятую динамику, вы поручили продлить индивидуальные программы до 2030 года, — заявил на заседании глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.
Российское правительство намерено развить успех. По словам министра, власти уже сформировали проекты новых программ. Кабмин, в частности, рассчитывает, что проекты принесут регионам 300 млрд рублей инвестиций и создадут дополнительные 18 тыс. рабочих мест. Производительность труда сможет расти в полтора раза быстрее, чем в среднем по стране, отметил Решетников.
В ближайшие годы правительство сконцентрирует свою работу на снятии инфраструктурных ограничений для особых экономических зон, промышленных и индустриальных парков. На реализацию программ на 2025-й и 2026-й в федеральном бюджете зарезервировано по 10 млрд рублей ежегодно.
Зампредседателя комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков считает, что реализация индивидуальных программ существенно помогала регионам в создании прорывных проектов, которые становились «якорными» для развития целого комплекса отраслей.
— Я видел это в Туве, этот же эффект наблюдался в Калмыкии. Решение о продлении действия таких программ — это абсолютно верный вектор в движении к выравниванию социально-экономического положения регионов Российской Федерации, — заявил он «Известиям».
Политик полагает, что при условии сохранения числа регионов-участников программы, ежегодные выплаты в их адрес могли бы быть увеличены с 1 до 2 млрд рублей в год.
— Перечень из этих 10 регионов был создан не случайно. Сегодня, когда в целом социально-экономическая ситуация в стране стабильна, несмотря на все санкции и СВО, я думаю, что увеличение количества этих регионов не имеет смысла, — добавил сенатор.
Кроме того, на заседании правительства обсуждалась и реализация положений закона о северном завозе, начатая в 21-м регионе России. Северный завоз — комплекс ежегодных мероприятий по обеспечению территорий крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, в труднодоступные регионы России было привезено 2,9 млн т товаров. Он подчеркнул, что угрозы срыва сроков поставки нет.
— Теперь план северного завоза составляется на три года. Запланированный объем северного завоза, на текущий год — 4 млн т, из которых 85% приходится на грузы жизнеобеспечения, топливные энергетические ресурсы, продукты, лекарства и 15% на грузы для государственных и муниципальных нужд. В основном строительные материалы, — отметил он.
К слову, годовой план по северному завозу выполнен почти на 73%, а исполнение плана завоза на январь-август составляет 103,5%.
Помимо обсуждения вопросов регионального развития на заседании подвели промежуточные итоги импортозамещения, запущенного 10 лет назад. В центре внимания, в частности, оказалось сельское хозяйство. Профильный министр Дмитрий Патрушев сообщил, что с 2014 года сельхозпроизводство в России выросло на 33%, производство скота и птицы — на 35% и на 13% вырос выпуск молока. За 10 лет России удалось стать лидером в Европе по производству индейки, а также совершить прорыв в сфере виноделия и объемах вылова рыбы.
Российский президент на совещании призвал подумать об ограничении экспорта стратегического сырья, такого как уран или титан. При этом он подчеркнул, что это должно быть «не во вред себе».
— В некоторых странах создаются стратегические запасы, еще кое-какие меры предпринимаются, — заявил президент. — В целом, если это нам вредить не будет, то можно было бы подумать — я не говорю, что завтра нужно это сделать, — подумать и над определенными ограничениями поставок на внешний рынок не только тех товаров, которые я назвал, но и некоторых других.
Стоит отметить, что Россия остается лидером по запасу некоторых стратегических видов сырья. Например, на РФ приходится 22% мировых запасов газа, 23% золота, 55% алмазов. Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович считает, что в сегодняшней ситуации необходимо ограничить экспорт стратегического сырья, в первую очередь, для обеспечения внутреннего рынка.
— У нас идет рост экономики, структурная перестройка промышленности, это перенос труда и капитала из неэффективных отраслей и предприятий в эффективные. В этих случаях всегда требуются дополнительные ресурсы, в том числе стратегические. Учитывая внешнеполитическую ситуацию, сочли целесообразным затормозить экспортные поставки, а главное — обеспечить внутренний рынок, — сказал он «Известиям».
По его мнению, Россия в перспективе может перевести поставки стратегического сырья в дружественные страны. К слову, глава Минприроды Александр Козлов высказал идею о создании сырьевых альянсов, которые могли бы дать исключительные возможности для регулирования мировых рынков. Так, Россия и ЮАР контролируют 80% мировой добычи платины и палладия, с Китаем — почти 56% угля и 84% ванадия. Следует отметить, что обе страны входят в БРИКС.