Тренд последнего времени — римейки. Под это веяние попали многие классические советские фильмы. Так и хочется сказать, посмотрев «новоделы с претензией переплюнуть старую добрую классику»: ой, как же, братцы, всё это низко, ничего эти «творцы» не знают, кроме повторения и раскрашивания, а в головах у них только американский ширпотреб, ведь кино для них — не «акт искусства», а «исключительно коммерческое предприятие».
Но чиновники от культуры это, как все видят, поддерживают. Вот не так давно прозвучало, что римейки на любимые советским зрителем кинокартины «Летят журавли», «Как закалялась сталь», «Завтра была война», «Кортик», «Звезда пленительного счастья» и другие хотят создать для детей и юношества с целью способствовать сохранению исторической памяти и формированию патриотизма. Даже не смешно. А своё, на уровне тех самых шедевров слабо снять? Ну зачем — проще ведь переснять уже готовое, только «на современный лад». А заодно и выделяемые на «творения с претензией на искусство» бюджеты подербанить можно. Ибо куда же без него, «Его величества бабла». Оно, зачастую, ныне двигатель искусства.
Только вот в погоне за прибылями от проката как-то не учли «новые творцы» одного важного момента. Понимания того, что римейк — это не просто жанр для молодой публики. Дескать, чёрно-белое «не заходит» — значит, сделаем цветное с участием каких-нибудь рэперов. И подольше спецэффектов и прочей мишуры. На самом деле — в римейке должно быть и какое-то новое содержание. Но увы, и многие это уже давно заметили, у нынешних «сочинителей» совершенно нет собственных дебютных идей. Потный вал вдохновения вызывают у них только либо голливудские подделки, либо советская классика.
«По части «вечного» стараются ныне исключительно неумехи от артхауса, снимающие сумрачную лабуду на мобильные телефоны. Профессионалы же рубят капусту. И даже не стесняются этого. Зачем, скажите на милость, было второй раз снимать миттовский «Экипаж», гайдаевскую «Кавказскую пленницу» или продолжать «Иронию судьбы...»? Народ ведь ещё смотрит оригиналы. Причём и юное поколение — с удовольствием. Но кто вспомнит современную «Кавказскую пленницу», «Служебный роман. Наше время» или новоиспечённых „Бременских музыкантов“? А ведь они недавно появились. Но быстро быльём поросли», — высказался один из критиков.
И вы знаете, с ним можно легко согласиться. У нас уже вышло немереное число повторений любимых советских фильмов. Перепето немереное число любимых советских песен. Но они так и «не пошли в народ», ибо на фоне оригинала — это низкопробные подделки. Грубо обработанное стекло, представляемое как горный хрусталь...
А сказки? Те самые, которые обессмертил на киноэкране выдающийся режиссёр Александр Роу? Пересняли «Конька Горбунка», «По щучьему велению», ещё что-то там. Но если сказки Роу до сих пор вспоминаются чуть ли не покадрово, то в современных «пересняшках» и вспомнить то нечего... Сейчас вот «Огниво» на подходе в современном режиссёрском изложении. А Клим Шипенко решил переснять «Королевство кривых зеркал». Фильм был поставлен Александром Роу по повести Виталия Губарева в 1963 году на студии Горького. И до сих пор смотрится! Зачем?! Ну снимите вы то, что ещё не экранизировалось! Ведь такого полно просто! Боитесь, что таланта не хватит?
А «более взрослые фильмы»? Часть из них перечислена выше. А те, про которые мало говорилось? Пересняли фильм "Противостояние" по роману Ю. Семёнова. Был отличный фильм с Олегом Басилашвили, А. Болтнёвым, Ю. Кузнецовым, Садальскимй, Талгатом Нигматуллиным и другими замечательными актёрами. Почему не взять и написать новый сценарий по тому же Юлиану Семёнову? Очередная «подделка под оригинал»? Типа «Евгения Онегина», «Мастера и Маргариты» и многих других современных фильмов. Смотреть их невозможно, зная оригиналы.
А как вам такая новость — Жора Крыжовников снимает новую версию «Москва слезам не верит». Режиссер нашумевшего сериала «Слово пацана» Жора Крыжовников сообщил, что начал работу над новым сериалом под названием-аббревиатурой «МСНВ», основанном на сюжете оскароносного фильма 1979-го года Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Действие будет происходить в наши дни, а главной героиней станет девушка, приехавшая с ребенком на руках покорять столицу.
Думается, то, что выйдет на экраны даже сравнивать не стоит с меньшовской «Москвой», получившей «Оскара»... Создавать переосмысление оскароносной картины про судьбоносную встречу реализованной Кати и обаятельного слесаря Гоши (Алексей Баталов) Крыжовников будет под чутким руководством Федора Бондарчука — именно его (и продюсера Михаила Врубеля, выпускавшего франшизу «Лед», блокбастеры «Притяжение» и «Вторжение») киностудия «Водород» производит фильм. В проекте будет восемь серий.
Но почему нас настигла буквально эпидемия «римейкомании»? Кто-то говорит о ностальгии зрителя по тому кино, что снималось в СССР. Но, кажется, всё гораздо проще. Как уже было сказано выше — виновником этой «творческой эпидемии» можно назвать «Его величество бабло». Ностальгию быстренько «монетизировали» и запустили на поток. А талантливое наполнение делаемых «копий» ... Впрочем, как в известном расхожем выражении: «пипл всё схавает» ...
На эту тему как-то высказался генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, который осознал, что «бизнес ностальгии» может в корне переделать российское кино. И не в лучшую сторону. И, кажется, Эрнст был прав. Римейки — лакмусовая бумага кинопроцесса — они отражают множество экономических, политических, социальных и эстетических аспектов производства. Не секрет, что самое большое количество римейков возникает, когда индустрия начинает терять аудиторию, поворачивающуюся к новым формам, будь то 3D, интернет или новые жанры. А если проще — римейки порождает кризис идей и дешевизна проектов (при этом приносящая максимум прибыли).
Ведь гораздо проще и дешевле, чем сотворить нечто новое, переснять с новыми актерами старый советский фильм, который не требует ни мощной компьютерной графики, ни суперновых съемочных технологий, но зато, как кажется, будет предсказуемо успешен и выведет на вершину кассовых сборов...