После того, как Россия оказала помощь бьющейся за независимость Греции, война с Османской империей стала неизбежной. Впрочем, Россия оказалась к ней полностью готова, что и подтвердили дальнейшие события. Основные боевые кампании, как и предполагалось, развернулись на Дунае, однако на Кавказе русская армия также предприняла ряд наступательных действий для вытеснения турок из горных крепостей.
Османская империя лишь частично контролировала Кавказ, полагаясь на общность вероисповедания с местным населением и мощные укрепления Батума, Карса, Ахалциха и некоторых других городов. Турок раздражало растущее влияние России на окрестные земли, которые она привыкла считать своими. Они провоцировали набеги горцев на Грузию и русские военные посты, изводя солдат непрестанной опасностью. В свете этого России было чрезвычайно важно выгнать турок из опорных пунктов, в которых они укрепились. В 1828-м году эта задача была поставлена перед Иваном Фёдоровичем Паскевичем, уже прославившимся во время русско-персидской войны 1826-1828 г.г.
Паскевич знал, что турки не решатся на большое вторжение в российские пределы, поэтому сразу отказался от оборонительной тактики. Его задачей стало последовательное взятие всех турецких крепостей как на побережье Чёрного моря, так и во внутренних районах Кавказа.
Русская Кавказская армия, числившая в своих рядах около 10 тысяч человек, достаточно быстро добилась важных успехов. В конце июня 1828 года пал Карс, на который турки возлагали большие надежды. До войны его долго и затратно ремонтировали иностранные специалисты, приглашённые Стамбулом из Европы. Следом наступила очередь крепости Ахалкалаки, которая также не выдержала русского штурма. Турки, державшие основные силы возле Эрзерума, открывавшего путь в турецкую Армению, на это раз не решились оказать своим землякам экстренную помощь.
Ситуация несколько изменилась, когда Паскевич выдвинулся к Ахалциху, имевшему важное стратегическое значение. Убедившись, что эрзерумское направление в безопасности, турки бросили против немногочисленного русского отряда армию Киос-Магомет-паши, превосходившую русские войска по численности в три раза. Он надеялся разбить Паскевича под стенами крепости, а затем вторгнуться в русское Закавказье. Паша самонадеянно считал, что русские силы измотаны прежними переходами и осадами, поэтому их военный потенциал сильно упал.
Паскевич, узнав о появлении на горизонте Киос-Магомет-паши, подготовился к его отражению. Под стенами Ахалциха 21 августа 1828 года произошла большая битва, в ходе которой русский командующий сначала отбил турецкий натиск, а потом сам перешёл в наступление. В результате турки были полностью разгромлены, а остатки их воинства бежали в горы. Теперь задача взятия Ахалциха значительно упрощалась.
Готовясь к генеральному штурму, Паскевич приказал открыть по крепости ураганный артиллерийский огонь. 28 августа русские колонны, преодолев укрепления, ворвались в Ахалцих и захватили его, сломив отчаянное сопротивление. Нужно отдать должное туркам – они дрались доблестно и показали себя достойными воинами в этот день.
Взятие Ахалциха стало блестящим успехом Паскевича, который закрепил его занятием Ацхура, Ардагана и Баязета. В следующем году он продолжил триумфально бить турок на Кавказе, фактически полностью очистив его территорию от османского влияния. В результате Адрианопольского мира Ахалцих был присоединён к России, а в годы Крымской войны под его стенами русские войска ещё раз нанесли крупное поражение туркам, надолго отбив у них охоту вторгаться на российскую территорию.
Заглавная иллюстрация. Ахалцихское сражение 1828 года на картине художника Януария Суходольского