Казаки и в самом деле принимали обет безбрачия. За отношения с женщиной можно было поплатиться даже собственной жизнью. Таковы были казачьи законы. Кто же из казаков придерживался целибата и для чего?
Большинство историков связывает принятие казаками обета безбрачия с существованием воинских братств. Такими братствами были казачьи городки на реках Дон, Терек, Яик. Сердцевину же казачества составляло братство, находившееся в Запорожской Сечи. Запорожское братство по своим уставам было схоже с теми рыцарскими братствами, которые возникли у западных христиан во время крестовых походов. Запорожцы даже называли себя «лыцарями». Исследователи считают, что обычаи рыцарских орденов проникли в запорожские степи из Польши. Дело в том, что поляки не только частенько бывали в Запорожье, но и жили там.
Подобно братьям рыцарских орденов, казаки строго держались своего православного вероучения, давали обеты безбрачия, строгого послушания начальству и, наконец, все они жили ради войны с «неверными». Действительно, казаки постоянно боролись с воинственными соседями, поэтому и не создавали семьи. Как утверждает Сергей Мосолов, автор издания «История казачества», считалось, что жена и дети будут отвлекать казака от его прямых обязанностей, военных забот и походов. Неудивительно, что каждый, желавший вступить в братство, обязан был принять обет безбрачия. В Сечи жили только холостые казаки, а вот люди семейные должны были искать поселения на просторах степей.
Вообще, если верить Андрею Кондрико, автору труда «Система казачьего самоуправления в рамках российской государственности на примере Запорожской Сечи в середине XVII – конце XVIII вв.», в Сечь вход женщинам был строго воспрещен. Нарушение этого правила каралось смертью даже в том случае, если женщина приходилась казаку родной сестрой или матерью. В 1728 году во время Русско-турецкой войны в Сечь приехал русский подполковник Глебов вместе со своей супругой и еще несколькими женщинами. Казаки тут же потребовали выдать им женщин для того, чтобы «каждый имел в них участие». Принимая во внимание смертную казнь, которая грозила казакам, их слова следует воспринимать как ультиматум об удалении женщин из Сечи.
Столь враждебные настроения казаков по отношению к женщинам и принятие ими целибата объясняются и правилами воинского порядка. Товарищество требовало от каждого казака выше личного блага ставить благо общества. Недаром добыча, завоеванная в походах, делилась между казаками поровну, а недвижимое имущество составляло общую собственность всего войска. Для того чтобы качественно исполнять свой воинский долг, как считали казаки, следовало отказаться от семейных уз. Жены и дети только мешали делу, так как занимали в сознании воина определенную нишу. Историк Дмитрий Яворницкий писал, что казаки полагались на евангельское слово: «неоженивыйся печется о Господе, оженивыйся о жене».
Между тем, казаки, любившие повторять: «Лыцарю и лыцарьская честь: ему треба воювати, а не биля жинкы пропадати», как считают специалисты, все же страдали от одиночества. Именно поэтому они и прибегали к так называемому побратимству. Казаки не только чувствовали потребность о ком-то заботиться, но и желали видеть возле себя особенно верного товарища, который точно поможет в трудную минуту. Для того, чтобы побрататься, казаки отправлялись в церковь и там в присутствии священника давали слово «друг друга любить, невзирая на напасти со стороны наших, либо прыятелей, либо непрыятелей, но взирая на миродателя Бога». После этого новоиспеченные братья целовались, дарили друг другу кресты и иконы.
Впрочем, без женского внимания некоторые казаки все же были не в силах обойтись. Ведь женщин было запрещено приводить лишь на территорию той же Запорожской Сечи. А во время боев с турками, татарами и черкесами казаки нередко захватывали женщин в плен и вступали с ними в интимные отношения. Понятно, что от таких связей рождались и дети, которых либо нянчили всем миром, либо вовсе оставляли на произвол судьбы. Однако, стоит отметить, что поначалу развратников, давших обет целомудрия, казаки все-таки в своей среде не терпели. Так, Степан Разин на Волге велел бросить в воду казака и бабу за нарушение целомудрия, а когда ему самому напомнили о том же, то он бросил в реку и пленную персидскую княжну.