Молдавия вступила в очередной электоральный период: президентские выборы назначены на 20 октября. Несмотря на летний период, кампания началась весьма бодро. В настоящий момент в гонке за президентское кресло уже насчитывается 11 явных претендентов на этот пост:
— действующий президент Майя Санду от правящей партии «Действие и солидарность»,
— экс-генеральный прокурор Александр Стоянгло от Партии социалистов,
— экс-премьер Влад Филат от Либерально-демократической партии,
— еще один экс-премьер Ион Кику от Партии развития и объединения Молдовы,
— экс-примар (мэр) Бельц Ренато Усатый от «Нашей партии»,
— экс-министр молодежи и спорта Октавиан Цыку от блока «Вместе»,
— экс-вице-премьер Андрей Нэстасе,
— экс-башкан Гагаузии Ирина Влах,
— экс-министр иностранных дел и европейской интеграции Тудор Ульяновский,
— экс-прокурор Виктория Фуртуна,
— экс-премьер Василий Тарлев,
— журналистка Наталья Морарь.
Причем далеко не факт, что все из них, даже если и заявят о своих политических амбициях на руководство страной, будут допущены до выборов. Например, Василий Боля от блока «Победа» уже не смог стать кандидатом: 7 августа ЦИК Молдавии не зарегистрировал его политическую силу на участие в выборах. Нет гарантий, что и остальные кандидаты будут утверждены Центризбиркомом.
Явно одно: молдавская оппозиция, судя по всему, не сумела отобрать новые яркие лица для участия в кампании. Поэтому более чем вероятно, нас ожидает очередная «Битва ЭКСов».
Ожидается, что к ней может присоединиться примар Кишинева, экс-член ПСРМ Ион Чебан, объявивший в декабре 2021 года о создании Национального альтернативного движения. Фигура Чебана крайне значима для любых выборов в Молдавии, так как голоса жителей Кишинева, как правило, оказывают решающее значение на исход голосования.
Именно поэтому, как утверждают источники на местах, в американском посольстве мэру очень рекомендовали отказаться от идеи баллотироваться на пост президента. Для Майи Санду его участие в гонке может оказаться критическим, однако у мэра свои счеты с муниципальными советниками от правящей партии «Действие и солидарность», блокирующими принятие бюджета. Поэтому не исключено, что Чебан все-таки вступит в предвыборную гонку. Это не исключено еще и потому, что такой обширный набор кандидатов в президенты предполагает, что некоторые из них станут «спойлерами», то есть их главной целью будет перетянуть голоса части избирателей.
Между тем, наблюдатели обращают внимание на то, что молдавский ЦИК играет по двойным правилам. Комиссия спокойно легализовала проект проведения республиканского конституционного референдума за европейскую интеграцию в один день с президентскими выборами. Более того, оба бюллетеня (для голосования на выборах президента и на так называемом еврореферендуме) будут выдаваться по одной ведомости, что, по мнению специалистов, станет нарушением.
Вряд ли члены ЦИК не понимают, что идея проведения референдума преследует единственную цель: обеспечить явку на президентских выборах, и только потом — легализовать возможность изменения внешнеполитического курса страны парламентом. А заодно и поменять конституцию. Учитывая данные местных соцопросов, можно смело предположить, что голосовать за интеграцию с Европейским союзом придут многие. При этом они получат и избирательный бюллетень со списком кандидатов в президенты.
Годы президентства Санду были потрачены в основном на то, чтобы ее имя плотно ассоциировалось с проектом евроинтеграции Молдавии. Поэтому проевропейски настроенный избиратель, получив избирательный бюллетень и не найдя в нем более подходящего кандидата, может сделать свой выбор в ее пользу.
Кроме того, согласно решению ЦИК, дебаты по еврореферендуму и между кандидатами в президенты будут проводиться отдельно. Это решение также однозначно в пользу Майи Санду, которая никогда не отличалась ораторскими способностями и откровенно не любит публичные выступления, тем более в таком формате. Вероятнее всего, она вообще откажется от дебатов с другими претендентами на президентский пост. А на дебаты по еврореферендуму будут направлены более состоятельные в этом отношении функционеры партии «Действие и солидарность».
При этом ЦИК придерживается противоположного подхода в отношении оппозиции. Так, регистрацию Василия Боли в качестве кандидата увязали с регистрацией предвыборного блока «Победа», объединившего силы политформирований Илана Шора и открыто проводящего курс на сотрудничество с Москвой, СНГ и ЕАЭС. То есть Центризбирком делает все, чтобы облегчить переизбрание Санду и обеспечить возможность снять с гонки кандидатов от оппозиции.
Более того, не исключено, что мы увидим, как ее будут вынуждены покинуть и представители тех сил, которые также выступают за европейскую интеграцию (например, Влад Филат), но против Майи Санду, так как они могут оттягивать голоса ее электората. А в ситуации с высоким антирейтингом действующего президента ее команда такого допустить не может.
Ожидаются махинации и в части, касающейся организации голосования за границей. Власти Молдавии организовали выборы по почте для стран Северной Америки и Скандинавии, что крайне удобно с точки зрения возможных фальсификаций. Обсуждается и возможное увеличение количества участков в европейских странах. Опыт прошлых электоральных кампаний и очередное обострение дипломатических отношений между Кишиневом и Москвой говорят о том, что число избирательных участков на территории РФ будет минимальным.
Особенностью осенних выборов может стать прерывание на два часа работы избирательных участков в случае беспорядков или подозрений, что беспорядки могут произойти. Это закреплено в избирательном законодательстве, но тот факт, что власти публично обратили внимание на эту норму, трактуется экспертами как риск сокращения доступа избирателей к участкам, например, в Москве.
Текущую предвыборную кампанию характеризует и состояние политической оппозиции. Она продолжает оставаться разобщенной, что, как считают местные специалисты, в основном стало результатом усилий западных посольств в Молдавии.
Пожалуй, главной интригой было то, поддержит ли предвыборный блок «Победа», будучи самым непримиримым оппонентом политического режима Майи Санду, кандидата, выдвинутого Партией социалистов. Причем лидер партии, экс-президент Молдавии Игорь Додон пошел на непростое, но стратегически верное решение: заявил, что он не будет баллотироваться и в качестве единого кандидата от оппозиции предложил Александра Стояногло. Именно от позиции блока во многом зависел уровень электоральной поддержки Стояногло, который уже два года позиционируется как «жертва режима».
Однако политформирование Илана Шора приняло другое решение: в качестве кандидата от блока «Победа» была выдвинута еще одна «жертва режима» — Василий Боля. Озвученная им программа ожидаемо оказалась куда более пророссийской и проевразийской, нежели программа Стоянгло. В любом случае внешне это выглядит, как полный провал попыток консолидации сил накануне выборов, инициированных самими же лидерами оппозиционных партий и блоков. Тем более что все они были нацелены на отстранение Санду и ее партии от власти легитимным путем.
Но специфика политической жизни в Молдавии на протяжении последних четырех лет, очевидно, заставляет оппозицию выискивать различные варианты, позволяющие «обмануть» репрессивный аппарат властей в отношении несогласных. Режим Санду легко подвергает уголовному преследованию лидеров оппозиции, ограничивая их политическую активность, особенно грешат этим в рамках предвыборных кампаний, как это было, например, в случае местных выборов в ноябре прошлого года.
В таких условиях ключевая задача оппозиции — довести до первого тура хоть кого-то из своих. Именно поэтому «единых кандидатов от оппозиции» несколько. Здесь безусловно присутствует риск: такая «страховка» может привести к тому, что кандидаты будут отнимать друг у друга голоса левого и протестного электората, что позволит Санду победить уже в первом туре, учитывая уровень консолидации ее избирателей, задействованный административный ресурс и политическую поддержку Запада.
В любом случае такое количество кандидатов в президенты позволяет констатировать слабость позиции самой Майи Санду, однако оценка общей ситуации в молдавском политикуме демонстрирует и то, что за нынешним главой государства стоят силы, способные протащить ее на новый президентский срок. Оппозиции же понадобятся недюжинные усилия, чтобы достойно выступить на этих выборах, что автоматически предполагает и определенный уровень взаимодействия. Ведь впереди Молдавию ждут парламентские выборы, которые, как показала современная история страны, куда важнее президентских.
Автор — доктор политических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ, главный научный сотрудник РГГУ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора