Первый президент России Борис Ельцин выбрал Владимира Путина в качестве своего преемника, поскольку доверял ему как политику и человеку, сказал в беседе с NEWS.ru политолог Алексей Макаркин. По его словам, изначально глава государства делал ставку на преемника-реформатора, однако эта идея «умерла» после дефолта 1998 года.
Рейтинг президента упал, как и популярность любых реформаторов. Появилось движение «Отечество» Юрия Лужкова. Оно стало основой блока «Отечество — вся Россия» и поддержало выдвижение в президенты Евгения Примакова, которого Ельцин преемником никогда не видел. Возникла перспектива, что решать вопрос о назначении главы государства станут главы крупнейших регионов. С точки зрения Ельцина, это означало угрозу дезинтеграции России, — отметил он.
К этому добавилось очередное обострение на Северном Кавказе, и у Ельцина возник образ преемника-силовика — человека, который сможет навести порядок и сохранить единство страны, пояснил Макаркин. Тогда, по его словам, и возникла кандидатура Владимира Путина — директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ.
Кроме того, он доверял Путину как человеку, понимал, что тот его не обманет и не предаст. 1998–1999 годы — тот период, когда от Ельцина многие стали дистанцироваться, чувствуя, что скоро он уже не будет президентом. Он нуждался в человеке, которому мог бы и по-политически, и по-человечески верить, — Путин соответствовал обоим критериям, — полагает собеседник NEWS.ru.
Ранее Национальные архивы безопасности рассекретили документы о переговорах бывшего вице-президента США Альберта Гора и экс-президента РФ Бориса Ельцина в конце 1994 года. Американский политик пообещал, что расширение НАТО будет происходить только после консультаций с Москвой.