Британию захлестнула беспрецедентная волна протеста против приезжих, пишет NYT. Беспорядки начались после того, как подросток из семьи мигрантов убил троих детей.
Власти обвиняют в случившемся "дезинформаторов", которые распространили информацию о происхождении преступника в соцсетях.
Страна встретила новую неделю в напряжении после антииммигрантских беспорядков, спровоцированных дезинформацией ультраправых
Атмосфера на улицах и в кабинетах правительственных лидеров Британии все еще остается напряженной после разразившихся в выходные ожесточенных мятежей. Они начались после поножовщины с тройным убийством и последовавшей дезинформационной кампании, которая была направлена в первую очередь против иммигрантов-мусульман.
Страна вступает в новую неделю с чувством неопределенности, и вот что на данный момент известно о происходящем.
В минувшие выходные протестующие вышли на улицы десятка городов по всему Соединенному Королевству, большинство из них — в Англии. Беспорядки вспыхнули от Олдершота на юге до Сандерленда на севере и Ливерпуля на западе. Они не обошли стороной даже Белфаст в Северной Ирландии. Кое-где протестующие просто буйствовали, а в других местах насилие приобрело поистине устрашающие масштабы.
В воскресенье участники беспорядков напали на отель в Ротереме на севере Англии, где традиционно живут соискатели статуса беженцев, разбили окна и ворвались внутрь, несмотря на противодействие полиции. По данным правоохранительных органов, было неясно, был ли там кто-то из постояльцев и пострадал ли в драке.
В Мидлсбро группа погромщиков, в том числе в масках, забросала полицейских бутылками и камнями и подожгла автомобили. Минимум девять человек были арестованы.
В субботу в Ливерпуле протестующие подожгли библиотеку с продовольственным складом и занялись мародерством, а в центре города Халл — били витрины магазинов.
В общей сложности за выходные арестовано около 150 человек; десятки полицейских получили ранения; не обошлось без госпитализаций.
Беспорядки начались после того, как в понедельник 17-летний подросток совершил нападение на детскую танцевальную студию в приморском городе Саутпорт, недалеко от Ливерпуля. Трое детей погибли, восемь получили ранения.
Подозреваемый родился и вырос в Великобритании, но в интернете стали распространяться слухи о том, что он — незаконный иммигрант. Чтобы опровергнуть ложные заявления, власти предприняли необычную меру и обнародовали его имя. Однако на фоне острой проблемы миграции слухов оказалось достаточно, особенно для правых радикалов.
Экстремистские группировки призвали последователей выйти на улицы, и на следующий день после поножовщины по стране прокатилась волна беспорядков, начиная с Саутпорта.
Полиция действовала жестко. По данным ассоциации правоохранительных органов, были задействованы подкрепления общей численностью около четырёх тысяч сотрудников.
“Не сомневайтесь: те, кто участвовал в этом насилии, ответят по всей строгости закона, — заявил в воскресном обращении премьер-министр Кир Стармер. — Гарантирую, что вы пожалеете, что принимали участие в этих беспорядках — как те, кто участвует в них напрямую, так и те, кто подогревает ситуацию в интернете. Это не протест, это организованный жестокий бандитизм”.
Глава отдела общественного порядка Совета начальников национальной полиции Великобритании Би Джей Харрингтон заявил, что онлайн-дезинформация ужасающим образом повлияла на это страшное насилие. По его словам, сотрудники оперативно-аналитического отдела, детективы и полицейские работают над поиском причастных к разжиганию ненависти. “Им не победить”, — сказал он.
Власти, хоть и обещают покончить с насилием, никак не справятся с фейками в соцсетях как одним из факторов, порождающих массовые беспорядки. Великобритания и другие демократические страны пришли к выводу, что контроль за интернетом — это юридически мутное дело, когда защита прав личности и свободы слова побеждает желание блокировать вредоносные материалы.
Беспорядки стали первым политическим кризисом для Стармера, вступившего в должность всего месяц назад после победы лейбористов над консерваторами, которые правили Великобританией на протяжении 14 лет. За это время они пытались извлечь максимальную выгоду из недовольства общества иммиграцией, обещая сократить ее (не вышло). Но в последние дни они вместе с лейбористами осуждают насильственные действия протестующих.
Бывший премьер-министр, а ныне лидер оппозиции Риши Сунак заявил, что беспорядки “не имеют ничего общего с трагедией в Саутпорте”. По его словам, правительство “полностью поддерживает полицию в стремлении как можно скорее разобраться с преступниками”.
В понедельник Стармер провел экстренное совещание в рамках установленного протокола, на котором собрались соответствующие министры, госслужащие, представители полиции и разведывательных служб.